+7 (922) 121-15-11

г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая, 50

Волга «М 21»

Первый автомобиль марки Волга «М 21» увидел свет в 1956 году в СССР. Это модель среднего класса, его производителем стал Горьковский завод. 

Серия автомобилей, выпускавшаяся на этом заводе вплоть до 1970 года, изначально имела название «М 21», но в 1965 году ее переименовали в «Газ 21». Всего завод выпустил 639 478 экземпляров. 

История автомобиля

Отцом автомобиля считается Андрей Александрович Липгарт. Он придумал и создал имевший успех в СССР в середине двадцатого века автомобиль «Победа». Длительная стажировка в США на одном из заводов Форда заставила его сделать шаги в сторону модернизации этой машины. 

Волга М21

В конце 1953 года Липгарт проработал новую модель Волги. Главным конструктором назначен Александр Михайлович Невзоров, а разработкой внешнего вида автомобиля занимался Лев Еремеев. 

Первый представленный макет машины был отклонен из-за того, что он сильно напоминал устаревшую модель ЗИМ «ГАЗ 12». 

Многие источники говорят, что некоторые детали, конструкции автомобиля скопировали с американских моделей тех времен: 

  • Форд; 
  • Плимут;
  • Шевроле. 

Форд Мэйнлайн не раз объявляли прототипом модели «М 21». Например, видоизмененный дизайн спидометра на Волге появился только после изучения Форда. Он имел форму прозрачной полусферы. А вот кузов машины скопировали и видоизменили с советских моделей «Победа» и «ЗИМ». 

Советские конструкторы переработали дизайн решетки радиатора машины. За основу взяли решетку устаревающих моделей иностранного производства, имевшую клиновидную форму. 

Прообразы «М 21», благодаря наличию декоративных элементов, характеру и расположению линий кузова, выглядели модно, сильно и необычно по сравнению с прочими западными машинами. Тем не менее, на момент запуска первой партии в производство в 1956 году модель выглядела довольно посредственно на фоне иномарок, выпускавшихся в то время. 

В 1958 году благодаря новым конструкционным и дизайнерским решениям «Волга» родилась заново. Салон автомобиля стал комфортным, появились некоторые детали отделки, выполненные из кожзама, шерстяные чехлы покрыли сиденья. А из-за дополнительных отверстий в решетке радиатора, в народе ей дали название «Акулья пасть». 

В этот год модель «М 21» получила «Гран-При» на мировой выставке автомобилей. В Европе она пользовалась большим спросом. Ей давали такие шутливые названия, как «танк во фраке», «рабочая лошадь». 

В 1962 году модель доработали: убрали острые, выступающие формы, переделали решетку радиатора. В результате её назвали «китовым усом» из-за определенной схожести 37 вертикальных стоек решетки на щетину усов кита. Этот рисунок применялся и на прочих моделях ГАЗ. В результате всех манипуляций, форма автомобиля наконец приобрела элегантность. 

Благодаря всем инновациям, Волга «М 21» стала символом лучших автомобилей шестидесятых годов. Ходили слухи, что оформление автомобиля звездой на передке возникло после наблюдений за испытаниями автомобиля самим Жуковым, маршалом СССР. 

Отличительные особенности

Положительные стороны модели: 

  • увеличение прочности и жесткости кузова; 
  • улучшение расположения водителя; 
  • увеличение объема салона; 
  • повышение стойкости к коррозии; 
  • качественная окраска кузова; 
  • неприхотливость мотора к горюче-смазочным материалам; 
  • отличающаяся от других автомобилей система охлаждения. Насос находился на голове блока цилиндров. В результате жидкость проходила только через рубашку головки; 
  • двухступенчатая система очистки масла; 
  • разработанный двигатель ЗМЗ 21 специально для данной модели, в последующем использовался в советских автобусах, катерах, транспорте, экспортируемом за рубеж. 

Недостатки по результатам тестирования американскими специалистами: 

  • автоматическая коробка передач не прижилась, хоть изначально стояла цель наладить массовое производство машины с АКП; 
  • отсутствие гидропривода тормозов и рулевого управления; 
  • неэффективный стояночный тормоз центрального типа; 
  • плохая доработка деталей. Американские испытатели в одном из журналов приводят в пример желобок для стока воды. Они оценили его как работу подмастерья, который что-то делал, что-то гнул и паял, и все получилось так плохо, что даже покраска не скрыла плохую работу; 
  • место расположения пепельницы вынуждало водителя отказываться от ее использования, так как он будет стряхивать пепел на колени пассажиру; 
  • отсутствие ремней безопасности. 

Технические характеристики

Волга М 21 сзади

Технические характеристики Волги «М 21» поставленной на экспорт и базовой модели отличаются. Если у базовых моделей мощность двигателя равнялась 65-70 л/с, то у экспортируемой Волги – 80 л/с. Объем двигателя составлял 2,42 литра. 

Всего на конвейер поставлено было 3 серии автомобиля. Автомобили каждой серии отличались друг от друга. Для Волги «М 21» 1966 года технические характеристики были следующими: 

  • бампер сглаженной формы; 
  • телескопические амортизаторы; 
  • длинные водостоки; 
  • мощность двигателя от 75 до 80 лошадиных сил; 
  • КПП трехступенчатая, механическая; 
  • окантовка дверей только в улучшенной модели. 

Волга «М 21» до сих пор считается гордостью страны той эпохи. В народе ее называют «стилягой». Производство автомобиля закончилось в середине лета 1970 года. 

Многие гоночные автомобили были произведены благодаря использованию впрыскового варианта мотора ЗМЗ 21. Одним из них является Газ-Спорт СГ4. Также ДВС от «Газ 21» использовался инженерами и при конструировании других советских автомобилей и даже автобусов. 

В 2001 году произведена Волга V 12. За дизайн кузова взята технология модели «М 21». Volga V8 Roadster изготовлена на основе предыдущего проекта. Volga-Cayenne стилизирована под дизайн «Газ 21» 1957 года выпуска. 

До сих пор Волга «Газ М 21» ценится в мире. Ранние и более редкие модификации скупаются коллекционерами. Старые автомашины переделывают на новый лад. Дизайн используют в производстве других марок