+7 (922) 121-15-11

г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая, 50

ЗАЗ 965А

«Запорожец» или ЗАЗ 965 А это модернизированная малолитражная автомашина, созданная в СССР. Базовой моделью считается ЗАЗ 965. 

Маленький, но громкий двигатель, невместительный багажник, двухдверный кузов характеризуют машину этой модели. 

Однако именно эта машина стала символом первых автомобильных радостей советского народа. К ней одновременно относились презрительно, и копили многие годы на то, чтобы приобрести, хотя бы такой автомобиль. 

История появления 

«Запорожец» был создан не сразу. Ряд прототипов предшествовал его появлению. Первым из них стала «Белка» 1955 года. Она имела вагонную компоновку. Разработано два варианта: 

  • сельский;
  • городской. 

После того, как эти модели не прошли испытания, за основу взяли иностранный Фиат 600. Все технические документы были отданы запорожскому заводу «Коммунар», который на тот момент занимался разработкой сельскохозяйственной техники.

ЗАЗ 965А

Институт НАМИ разработал V-образный двигатель с 4-мя цилиндрами. Двигатель оказался больше, чем у Фиата 600. Компенсация размеров стала причиной переноса двигателя в заднюю часть и образования горба. Так машина получила прозвище «горбатый». 

После испытаний трех экземпляров в 1960 году, были сделаны замечания по поводу лишнего веса. Производителям пришлось снизить высоту салона и исправить пару недочетов. После исправления ошибок, машину осмотрел Хрущев и оценил, как стоящую для советских трудящихся. 

В серийное производство автомобиль запустили в 1960 году. По деньгам того времени покупателю она обходилась в 1800 рублей. 

Отличительные черты автомобиля 

Отличием первого служил открытый верх. Эта машина была сырой. Страдали двигатель и кузов. Первый был слаб, так как имел мотоциклетный тип, а кузов был недостаточно герметичен. Слабая пассивная безопасность тоже являлась большим минусом в разработке. 

Изменения, которые произошли в модели 965 А, коснулись двигателя. Разработчики увеличили мощность и объем. Мощность теперь равняется 30 л/с. 

Вместо двух глушителей остался один. Заменили карбюратор. На прошлых моделях стоял карбюратор модели К 100. К 123А, пришедший на смену, был более совершенным. 

Изменили панель переда машины. Убрана звезда с названием завода-изготовителя. Вместо нее вставили пятиугольник, на котором изображена плотина Днепрогэса. 

ЗАЗ 965А более позднего выпуска также отличалась от первых автомобилей, выпущенных под названием это модели. Вместо впадины на передке, появилась выпуклость. В центре появились просечки, сделанные специально для звукового сигнала. 

Машина хорошо зарекомендовала себя во время езды по проселочным дорогам. Маленькие габариты помогали ей легко проезжать между грубыми колеями, которые оставляли грузовые машины. Из-за веса в 665 килограмм, ее легко могли вытащить двое человек из снежного плена.

салон ЗАЗ 965А

Существовало несколько модификаций ЗАЗ 965А: 

  1. 965АБ, 965АР. Отличительными чертами стало производство этих модификаций для людей с ограниченными способностями. Версия 965АР изготовлена для людей со здоровыми одной рукой и одной ногой. Версия 965АБ включала ручное управление. Что создавало определенные облегчения в управлении для людей, у которых была сохранена частичная работоспособность ног.
  2. 965АЭ Ялта. Это экспортная модификация. Появились наружные зеркала заднего вида, задние брызговики, улучшена шумоизоляция. Дополнительно появилась пепельница, руль облегал хромированный ободок. Эта машина поставлялась в Европу. 

Другой положительной чертой машины является печка. Хоть на испытаниях из-за капризов ее спалили часть автомобилей, но печку все-таки внедрили в салон. При отказе двигателя, она могла работать и обогревать пассажиров достаточно долго в лютые морозы. Потребление топлива тепловым агрегатом – 0,5 литра в час. К тому же машина была практичной. Без затруднений владелец мог поменять заднее на переднее, если последнее повредилось.

Другим положительным свойством автомобиля являлся быстрый прогрев. Применялось воздушное охлаждение. А значит риск замерзания охлаждающей жидкости в суровые зимы сходил на нет. Малый объем двигателя тоже был положительной стороной машины. Всего 5,5 литра на 100 километров. В товремя, как иностранные модели Lloyd и Trabant потребляли на 0.5 литра больше. 

Недостатки у автомобиля все же имелись: 

  • слабая пылезащищенность; 
  • риск возникновения пожара от отопительного прибора; 
  • высокий уровень шума; 
  • быстрый износ двигателя из-за воздушного охлаждения, мотор работал при высоких температурах. А мощность и тяга падали; 
  • хоть машина стоила дешево, часто отказывались покупать ее, предпочитая мотоцикл. 

Система охлаждения двигателя, подобная той, что стояла на ЗАЗ 965 А, использовалась на гоночном французском автомобиле Porsche 911 и чехословацкой Татре 603. 

Характеристики модели 

ЗАЗ 965А отличается легким весом. Пустой автомобиль весит 650 килограммов. Вместе с людьми – 950 килограммов. Вместительность салона оставляет 4 человека, включая место шофера.

ЗАЗ 965А сзади

Другие характеристики: 

  • заднеприводный;
  • длина – 3300мм, ширина – 1395мм, высота – 1450мм;
  • объем двигателя – 746 кубических сантиметров;
  • объем бензобака – 30 л;
  • мощность – 23 л/с;
  • коробка передач – механическая;
  • тип кузова – седан;
  • количество дверей – 2. 

Первая модернизированная серия автомобилей ЗАЗ 965А выпущена в ноябре 1962 года. В Европе эта серия автомобилей не прижилась. Но в СССР машина распродавалась довольно быстро. Это была культовая машина советского прошлого. 

Независимая длинноходная подвеска обеспечивала проходимость по тяжелым проселочным дорогам. В отличии от иностранных автомобилей того времени, ЗАЗ 965А славился долговечностью и надежностью, хоть и имел свои недостатки. Но, несмотря на низкую комфортность и плохую динамику, большая часть советских людей любила эту машину и закрывала глаза на минусы. В 1969 его сняли с производства, заменив моделью ЗАЗ 966.