Урал М-72
В Советском Союзе было решено разработать специальный мотоцикл для армии перед самой войной в 1940 году. Причем под началом Н.П. Сердюкова, который во второй половине тридцатых практиковался на немецком заводе BMW. Все это позволило создать специальное конструкторское бюро в Москве на базе предприятия «Искра».
Наши специалисты тогда решили создавать мотоцикл, отталкиваясь от немецкого BMW R71, который уже использовался вовсю в немецкой армии, пользуясь спросом. Образцы были куплены в Швеции. Уже с 1941 года производство мотоциклов М-72 пошло полным ходом на ММЗ. Автомобильные заводы: ЗИС, АЗЛК, ГАЗ – поставляли некоторые детали для первых советских мотоциклов. ММЗ, в итоге, выпускал мотоциклы порядка 10 лет вплоть до 1951 года.
Второе предприятие, занимающееся мотоциклами, стало харьковским, а третье разместилось в Ленинграде на предприятии «Красный Октябрь», где тоже собирались М-72. В 1942 году ММЗ эвакуировали в Ирбит, где производство продолжало выпускать мотоциклы. Само конструкторское бюро тоже переехало на Урал. Это бюро возглавлял А.М. Федоров, которому помогали в работе: Окунев, Кукин, Бекман и другие. Параллельно переносу предприятия в Ирбит, производство было решено перенести на Горьковский мотоциклетный завод.
В начале пятидесятых мотоциклы М-72 было решено собирать и на КМЗ в Киеве. Никаких отличий между мотоциклами, сделанными в разных городах и республиках, попросту не было, а с 1955 году М-72 стали продавать и обычным советским гражданам, сумев военную технику сделать гражданской. Причем эта версия считалась уже более качественной. В ней был более мощный двигатель, рамы, колеса, подвеска, а также на баке появилась надпись: «Ирбит». Конструкторы, видимо, решили, что техника гражданская, хоть и выбора не было, но все-таки должна быть более современной и адаптированной. При этом, гражданские мотоциклы ставились на военный учет (видимо, на случай войны для нужд армии), а выпущено их было порядка 8,5 тысяч экземпляров, то есть достаточно серийно и массово. Особенно для того времени.