г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая

Правильный ремонт пластика кузова квадроцикла: советы

Если вы столкнулись с повреждением пластика кузова вашего квадроцикла, не отчаивайтесь. Ремонт пластика кузова квадроцикла может показаться сложным делом, однако с правильными инструкциями и набором необходимых инструментов вы сможете легко восстановить его в идеальное состояние. Эта статья будет полезна всем владельцам квадроциклов, которые столкнулись с подобной проблемой и ищут эффективные способы ее решения.

Задняя ось

Задняя ось квадроцикла играет важную роль в его функционировании, особенно при наличии второго пассажира. Именно на заднюю ось приходится значительная часть нагрузок, особенно во время активного использования квадроцикла. Поэтому важно регулярно проверять состояние задней оси и своевременно проводить необходимый ремонт при выявлении каких-либо дефектов. В случае трещин или поломок на задней оси квадроцикла, ремонт может потребовать использования специализированных инструментов и материалов. Необходимо уделить особое внимание качеству запчастей, которые будут использоваться при ремонте задней оси, чтобы обеспечить безопасность и надежность квадроцикла в дальнейшем.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что правильный ремонт пластика кузова квадроцикла требует профессионального подхода и специализированных навыков. Важно учитывать тип пластика, используемый в конкретной модели, чтобы выбрать подходящие материалы и методы восстановления. Неправильный ремонт может привести к деформации кузова, потере прочности и внешнему дефекту, что в дальнейшем повлияет на безопасность и эстетику транспортного средства. Поэтому рекомендуется обращаться к опытным специалистам, которые имеют опыт работы с пластиковыми деталями и гарантируют качественное восстановление кузова квадроцикла.

РЕМОНТ ПЛАСТИКА с помощью ПРУТКОВРЕМОНТ ПЛАСТИКА с помощью ПРУТКОВ

Ремонт пластика | Proracing.su

Пластик – материал прочный. Но не настолько, чтобы выдерживать удары. Особенно при столкновении или падении мототехники. Царапины, трещины, сколы – такие незначительные, на первый взгляд, дефекты могут стать причиной серьезных проблем. Мы не рекомендуем исправлять повреждения самостоятельно – паяльником, скобками или металлической сеткой. И дело тут вовсе не в эстетичности проделанных работ, которые могут изменить облик восстановленного элемента вот так:

Снижается прочность пластика, он становится хрупким и неэластичным. Это значит, что в скором времени вам придется менять деталь на новую.

Тип повреждения Метод ремонта Необходимые материалы
Небольшие царапины Полировка Полировочная машина, полировочные пасты
Средние царапины Шлифовка и полировка Шлифовальная машинка, наждачная бумага разной зернистости, полировочная машина
Глубокие царапины и сколы Шпатлевка и покраска Пластиковая шпатлевка, шпатель, грунтовка, краска, распылитель

Интересные факты

  1. Термопластмассы требуют более низких температур при ремонте, чем термореактивные пластмассы.Это позволяет проводить ремонт пластика без его плавления, что может привести к деформации или повреждению.
  2. Для сварки пластика используется специальный аппарат, называемый сварочным феном.Он подает горячий воздух со специальной насадкой, которая расплавляет края пластика и соединяет их.
  3. Обычный клей не подходит для ремонта пластика.Для этого требуются специальные эпоксидные клеи, которые предназначены для использования на пластиковых поверхностях и обеспечивают прочное соединение.
Ремонт пластика своими силами - несколько способовРемонт пластика своими силами – несколько способов

Почему нельзя ремонтировать мотопластик самостоятельно

Почему нельзя ремонтировать мотопластик самостоятельно:

Ремонт мотопластика требует специальных навыков и опыта работы с данным материалом. Мотопластик обладает особыми свойствами, которые делают его сложным для обработки и восстановления. Неправильное использование инструментов или неправильный выбор материалов при ремонте могут привести к дополнительным повреждениям и ухудшению внешнего вида кузова квадроцикла.

Особенно важно учитывать, что мотопластик подвержен воздействию внешних факторов, таких как ультрафиолетовые лучи, температурные изменения и механические нагрузки. Поэтому для качественного ремонта необходимо использовать специализированные материалы, которые обеспечат долговечность и надежность восстановленной детали.

Кроме того, некорректный ремонт мотопластика может привести к потере гарантии на квадроцикл, если таковая имеется. Производители обычно рекомендуют обращаться к специалистам для проведения ремонта, чтобы избежать возможных проблем с эксплуатацией и безопасностью транспортного средства. В случае неправильного ремонта пластика кузова квадроцикла, вы также рискуете ухудшить аэродинамические характеристики и общий внешний вид транспортного средства.

Чем опасны двухкомпонентные замазки

Это излюбленное средство владельцев квадроциклов и снегоходов. Отломанные элементы приклеивают Поксиполом или тем же составом, которым ремонтируют автомобильные бамперы. Но чтобы добиться сцепления, поврежденный участок нужно буквально залить замазкой. В результате вес детали увеличивается, а жесткость исчезает. И максимум через 2 месяца отремонтированная конструкция отваливается. Если не сама по себе, то при малейшем ударе точно.

Лакокрасочное покрытие на таком участке неизбежно лопнет. Из-за отсутствия жесткости нагрузка переносится на окрашенный слой, который не способен ее выдержать.

Если ваш транспорт уже прошел через такой ремонт, но вы не готовы менять деталь, поможем исправить. Зачистим, заново вырежем крепежные кронштейны, сварим по технологии, отшлифуем, покроем краской и дадим вторую жизнь. Но если вы только заметили повреждение, откажитесь от идеи сэкономить на ремонте и залатать трещину самостоятельно. Лучше сразу везите свой байк к нам. Исправим дефект правильно и незаметно. А вам не придется оплачивать более трудоемкий труд, как в случае с ремонтом ремонта (и это не опечатка).

Специалисты ProRacing исправят любые повреждения пластика в мотоцикле, квадроцикле, снегоходе. Работаем со специальным оборудованием строго по технологии, поэтому предоставляем гарантию на результат. Устраняем последствия кустарных и самостоятельных ремонтов. Для восстановленных деталей создаем облик новых. Возможна доставка повреждённого байка в мотосервис и обратно владельцу в пределах Москвы.

Ремонт пластика кабельной стяжкой, правда ли работает?Ремонт пластика кабельной стяжкой, правда ли работает?

Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения

Армирование сеткой является одним из ключевых этапов ремонта пластика кузова квадроцикла. Для обеспечения прочности соединения и предотвращения дальнейших повреждений необходимо правильно применить специальные скобы и сетку.

Сначала необходимо подготовить поверхность пластика, удалив все остатки старого материала и обработав ее специальными средствами для очистки. Затем на поврежденное место наносят слой стекловолокна или стеклоткани, который будет служить армирующей сеткой. Этот слой должен быть достаточно прочным, чтобы обеспечить надежное соединение.

Далее специалисты применяют специальные скобы для фиксации сетки на месте. Эти скобы обеспечивают равномерное распределение нагрузки и предотвращают смещение сетки в процессе работы. Важно правильно выбрать размер и тип скоб для конкретного случая, чтобы обеспечить максимальную прочность соединения.

После того как сетка закреплена на месте, проводится дополнительное нанесение слоя специального состава или смолы, который обеспечивает дополнительную прочность и защиту поверхности. Этот шаг помогает укрепить соединение и предотвратить образование трещин или сколов в будущем.

Армирование сеткой и применение специальных скоб для прочности соединения являются важными этапами ремонта пластика кузова квадроцикла, которые позволяют вернуть поврежденную деталь в идеальное состояние и обеспечить ее долговечность.

Стоимость услуг по ремонту пластика

Стоимость работ

Наименование

Цены (1 деталь)
Абразивная полировка 1000 руб
Ремонт 1 детали без утерянных элементов 50 руб/1см трещины
Ремонт 1 детали с восстановлением утерянных элементов 70 руб/1см трещины
Сварка креплений 300 руб/шт
Восстановление крепежа 600 руб/шт

Кто чем красит

При ремонте пластика кузова квадроцикла важным этапом является его окраска. Для этого используются специальные краски, которые обеспечивают не только эстетичный внешний вид, но и защиту от внешних воздействий. Как правило, краску выбирают в зависимости от цвета кузова квадроцикла, чтобы обеспечить однородное покрытие и сохранить его первоначальный вид.

Наиболее распространенным способом окраски пластика является аэрозольная краска. Она легко наносится на поверхность, обеспечивая равномерное покрытие и быстрое высыхание. Также существуют специальные краски для пластика, которые обладают повышенной адгезией и устойчивостью к механическим повреждениям.

Помимо аэрозольных красок, для окраски пластика кузова квадроцикла можно использовать краски, наносимые кистью или валиком. Этот метод требует более тщательной подготовки поверхности и опытности в нанесении краски, но позволяет добиться более качественного результата и уникального дизайна.

Важно помнить, что перед окраской необходимо провести шлифовку и обезжиривание поверхности, чтобы обеспечить хорошее сцепление краски. Также следует учитывать рекомендации производителя краски и правильно подобрать оттенок, чтобы избежать расхождений в цвете.

Выбор краски для ремонта пластика кузова квадроцикла зависит от индивидуальных предпочтений владельца, а также от условий эксплуатации транспортного средства. Правильно подобранная краска поможет не только восстановить поврежденный участок, но и продлить срок службы кузова квадроцикла.

Кто чем красит

Сообщение cAndy » Чт мар 26, 2009 5:58 pm

Сообщение sergey645 » Чт мар 26, 2009 6:37 pm

Качественная покраска- это прежде всего качественные дорогие материалы и инструмент. И, естесственно, опыт. Хотя кому-то и опыт не помогает. Главная заповедь хорошего результата при покраске- качественная подготовка поверхности. На голый металл: Зашкурить металл до блеска наждачной бумагой градацией 80-120. Желательно работать в перчатках, дабы не занести жир с рук на подготавливаемую поверхность. Продуть.Протереть.Обезжирить.Высушить. Нанести грунт- наполнитель в 2-3 слоя с сушкой между слоями. После высыхания наждачной бумагой градацией 320-400 зашкурить, «срезав» шагрень до получения однообразной, почти гладкой поверхности. Продуть.Протереть.Обезжирить. Высушить. Нанести равномерный нетолстый слой краски, который не перекрывает цвет грунта и не блестит. Подсушить. Второй слой АККУРАТНО наносим до блеска, если цвет краски перекрывает цвет грунта. Ежели нет- то наносим как первый. И так ,возможно, пять тонких слоев пока не начнет перекрывать. Последний(он может быть вторым, третьим по счету) в блеск, но НЕ ПЕРЕЛИТЬ! Иначе «оленьи рога» вам обеспечены. А это хуже, чем недолив. Итак, деталь блестит. «Олени» не побежали. Валим домой, не спим спокойно всю ночь. Думаем, как там красочка сохнет. Приходим утром и либо скрипим от злости от того, что вчера все блестело перед уходом, а сегодня матовое. Или подтеков вроде не напускал, а утром вот они родные. Либо гордо оху. ем от такой красоты. Материалы лучше использовать одной фирмы. Мы пользуемся акриловыми ЛКМ. Кстати, трубу красиво в блеск покрасить в сто раз труднее, чем плоскую поверхность. У нанесения металлика свои хитрости.

Может что-то не то накорябал: надышался металлика только что(гадость неимоверная). Держитесь по возможности дальше от мест где красят. Самому же совет использовать респираторы, маски. Желательно профессиональные со сменными фильтрами. Только удовольствие все стоит, собака, дорого.

Сообщение димон » Чт мар 26, 2009 6:40 pm

Сообщение GelioSKA » Чт мар 26, 2009 6:41 pm

Сообщение sergey645 » Чт мар 26, 2009 6:57 pm

Сообщение cAndy » Чт мар 26, 2009 8:46 pm

т.е. про баллончики можно забыть, я правильно понимаю?

про подготовку поверхности: как шкурить труднодоступные места, изломы, сварочные швы? используете ли механизацию какую?

какой фирмы лучше взять грунт, краску?

красить предполагается самоделку, т.е. не профессионально этим заниматься соответственно ценовой диапазон я думаю понятен

Сообщение Vyilon » Чт мар 26, 2009 9:22 pm

Сообщение navo » Пт мар 27, 2009 12:55 am

Сообщение rbt06 » Пт мар 27, 2009 5:32 am

Сообщение Laif » Пт мар 27, 2009 7:09 am

cAndy писал(а): Смотрю на фотографии: краска блестит, лежит ровненько — красота.

Интересует технология покраски, которой пользуетесь вы.

Склейка пластика

Для склейки пластика кузова квадроцикла потребуется специальный клей, который обеспечит надежное и прочное соединение поврежденных частей. Важно правильно подготовить поверхности перед склейкой: очистить их от грязи, жира и остатков старого клея. После этого нанесите клей на обе склеиваемые поверхности и аккуратно соедините их, придерживая некоторое время для полного застывания клея. После окончательного высыхания можно приступать к шлифовке и окраске склеенного участка для придания ему завершенного внешнего вида. Важно следовать инструкциям по применению клея и не нарушать рекомендации производителя для достижения наилучшего результата.

Спайка паяльником

Такой ремонт пластика мотоцикла своими руками, практически не отличается от предыдущего. Главным различием будет — используемый инструмент. Понадобится паяльник с высокой мощностью, который вам не жалко испачкать. Здесь тоже важен вид свариваемого материала и подходящий припой. Последний можно найти в виде специальных лент в магазинах. Процесс сварки:

  1. Деталь демонтируем, отмываем от грязи, зачищаем края наждачной бумагой и обезжириваем.
  2. Собираем пазл из сломанных кусков, прихватывая их точечной сваркой изнутри с помощью паяльника. (дальнейшие работы проводим исключительно с внутренней части изделия).
  3. Начиная с краев прислоняем паяльник к шву и проплавляя его практически насквозь формируем глубокую ложбинку.
  4. Теперь детали держаться, но еще недостаточно крепко. Следующий шаг – направление нового слоя, для этого припой плавим паяльником вблизи ложбинки. Пока пластик еще жидкий разравниваем его жалом, чтобы получить ровный слой.

Так процесс пойдет намного дольше и потребует большей концентрации, но слои пластика будут лучше держаться, а значит, соединение получится более прочным.Если вы все сделали правильно, то по итогу у вас получится крепкий шов, который с внутренней стороны выглядит грубовато, а вот с внешней получается практически идеально ровным. Этого получится добиться за счет глубокого проплавления массы при формировании углубления.

Пошаговая инструкция

Для начала подготовьте поверхность пластика кузова квадроцикла. Очистите ее от грязи, пыли и жира с помощью специального очистителя. Убедитесь, что поверхность абсолютно сухая перед началом ремонта.

Далее подготовьте материал для ремонта. Вам понадобится эпоксидный клей для пластика, который обеспечит прочное и надежное соединение. При необходимости используйте стекловолоконную сетку для армирования участка ремонта.

Нанесите эпоксидный клей на поврежденный участок пластика, равномерно распределите его по всей поверхности. При необходимости воспользуйтесь сеткой для усиления соединения.

Дайте клею высохнуть полностью в соответствии с инструкцией на упаковке. После высыхания проведите шлифовку поверхности для придания гладкости и формы.

Завершите ремонт пластика кузова квадроцикла покраской. Выберите качественную краску, соответствующую цвету вашего квадроцикла. Нанесите несколько слоев краски с интервалом времени для высыхания.

После окончания покраски дайте поверхности полностью высохнуть. Проверьте качество ремонта, убедитесь, что пластик кузова выглядит ровным и без видимых дефектов.

Ремонт пластика на квадроцикле —

Если вы читаете эту статью, значит на одном из последних выездов ваша встреча с бревном или камнем состоялась, и кузов квадроцикла получил повреждение пластика. Не стоит отчаиваться. Отремонтировать пластик кузова квадроцикла  несложно.

Вначале стараемся, чтобы разбитые или треснутые детали пластика кузова встали на место, для чего иногда требуется вторая пара рук. Один держит,  второй фиксирует поврежденные части изнутри паяльником, при этом лучше использовать 100-ватный паяльник.

После того, как  вам удалось сопоставить детали так, как они выглядели до повреждения, армируем трещины изнутри мелкой сеткой из нержавейки, используя тот же  100-ватный  паяльник. Затем сетку заливаем двухкомпонентным жидким пластиком. Снаружи, если небольших кусков не хватает, заливаем тем же жидким пластиком . Если не хватает больших по размеру частей, вырезаем от донора с помощью лобзика и бор-машинки и подгоняем по месту .

Далее шпаклюем, зачищаем мелкой наждачной бумагой, даем просохнуть, выводим финишной шпатлевкой, вышкуриваем…

После, лицевую часть можно оставить как есть, покрасить, покрыть виниловой пленкой или воспользоваться матовым

U-Polом.

Поверхность после обработки U-Polом

Обычно на восстановление одного элемента уходит не более 2 часов. Вот пример — удар в крыло, после ремонта наружное покрытие не обработано:

После такого ремонта деталь становится очень прочной и вдоль шва практически не ломается. Понятно, что серьёзные перевороты место ремонта не выдержит, но небольшие контакты будет держать вполне достойно.

Всем удачи, и пусть вам никогда не пригодится данная статья.

Технология ремонта бамперов своими руками

При ремонте бамперов квадроцикла своими руками важно следовать определенной технологии. Сначала необходимо тщательно очистить поврежденную область от грязи, пыли и старой краски. Затем провести шлифовку до гладкой поверхности, чтобы обеспечить хорошее сцепление нового материала. После этого следует нанести специальный клей или замазку, которая обладает высокой прочностью и устойчивостью к воздействию внешних факторов.

После высыхания клея или замазки можно приступать к покраске бампера. Важно выбрать качественные краски, которые хорошо держатся на пластике и обеспечивают равномерное покрытие. При нанесении краски следует следить за тем, чтобы слой был достаточно тонким и ровным, чтобы избежать появления потеков и неровностей.

После окончания покраски необходимо дать бамперу полностью высохнуть и зафиксироваться. После этого можно приступать к сборке и установке бампера на квадроцикл. При правильном выполнении всех этапов ремонта бампера своими руками вы сможете вернуть квадроциклу привлекательный внешний вид и обеспечить надежную защиту от повреждений.

Инструменты для ремонта:

  1. Лишние куски пластика. Они нужны для соединений и для того, чтобы закрыть дыры. Взять негодный пластик можно, например, в автомастерской.
  2. Скрепки от степлера. Они послужат соединительным элементом, с их помощью пластик будет соединять две половины.
  3. Термопистолет. Это самый необходимый инструмент при ремонте пластика, ведь им вы должны расплавить пластик. Через нагреватель в пистолете проходит нужное количество горячего воздуха, который и нагревает нужный материал. Альтернатива термопистолету – горелка (газовая или пропановая). Их стоимость относительно небольшая, так что вы можете ее себе купить.
  4. Армированная сетка.

Двигатель

Для ремонта пластика кузова квадроцикла потребуется использовать специальные материалы и инструменты. Одним из ключевых компонентов процесса восстановления поврежденного пластика является использование специального клея для пластика. Этот клей обладает высокой прочностью и способен надежно скрепить разрушенные участки кузова.

Для более сложных случаев повреждений, таких как трещины или крупные обломки, может потребоваться применение стекловолоконной сетки или специальных скоб для обеспечения дополнительной прочности соединения. Эти методы позволяют усилить восстановленные участки пластика и предотвратить дальнейшее разрушение.

Помимо клея и армирования, важным этапом ремонта пластика кузова квадроцикла является правильное окрашивание. Для этого необходимо выбрать качественные краски, которые хорошо держатся на пластике и обеспечивают долговечное покрытие. Правильный подбор оттенка краски позволит восстановленному участку кузова выглядеть как новый.

Таким образом, ремонт пластика кузова квадроцикла требует внимательного подхода и использования специализированных материалов. Следуя правильной технологии и инструкциям, вы сможете вернуть вашему квадроциклу привлекательный внешний вид и защитить его от дальнейших повреждений.

Способы восстановления

Наиболее часто используются два вида восстановления пластика незначительной степени повреждения: склейка или пайка. Склейка производится эпоксидной смолой, полимерными и синтетическими составами. Надежда на то, что тюбик обычного клея исправит ситуацию, испариться после первых попыток.

Дело в том, что мотоцикл во время движения сталкивается с большим количеством влияющих на пластик факторов. Это и встречный поток ветра, вибрация двигателя, вибрация всего кузова из-за неровностей поверхности, механические повреждения от гравия, кусков грязи.

Ремонт пластика мотоцикла с помощью клея предполагает также и использование стеклоткани. Основная задача — не только устранить место поломки, но и армировать место разрыва базового материала, сделать его гибким и пластичным.

То же самое относится, кстати, и к пайке пластика паяльником, только в качестве армирующей основы используется мелкоячеистая сетка из нержавейки. Проклейка обычно происходит изнутри. Мастера высшего пилотажа умудряются изготовить специальную ложбинку для стекловолокна болгаркой или наждачкой, чтобы потом, после шпаклевки, осталась идеальная поверхность.

Покраска пластика мотоцикла в таком случае будет ровной, гладкой, без видимых изъянов. Однако владелец не может быть застрахован от появления трещины, скола нового покрытия. Выход – прицепить наклейку или модный лэйбл, чем часто пользуются начинающие байкеры.

Пайка – это тот уровень надежности, который максимально можно достичь при работе с пластиком на кроссовых и спортивных мотоциклах. Конечно, такой вид работ не освободит от появления трещин при сильном ударе, однако если вы хотите сэкономить и у вас есть пара лишних часов свободного времени, можете попробовать. Частыми ошибками является попытка сделать все «на скорую руку» без соблюдения технологии.

Пальники берутся, как правило, очень мощные, а сетка из нержавейки – очень жесткая. Итог – некачественная пайка, швы залитые горелой пластмассой и тот же разрыв, что и при использовании стеклоткани.

Выбор качественных материалов для ремонта

При проведении ремонта пластика кузова квадроцикла очень важно выбрать качественные материалы, которые обеспечат долговечность и надежность восстановленной детали. На рынке представлено множество различных продуктов для ремонта пластика, поэтому необходимо тщательно подходить к выбору.

Одним из основных материалов, используемых при ремонте пластика, является стекловолокно. Этот материал обладает высокой прочностью и устойчивостью к воздействию внешних факторов, что делает его идеальным для восстановления поврежденных участков кузова. При выборе стекловолокна необходимо обратить внимание на его качество и толщину, чтобы обеспечить надежное восстановление.

Для нанесения стекловолокна и других материалов на поверхность пластика часто используется специальный клей. Важно выбирать клей, который обладает хорошей адгезией к пластику и обеспечивает прочное соединение. При этом необходимо учитывать совместимость клея с другими используемыми материалами, чтобы избежать проблем в процессе ремонта.

Кроме того, для окончательной отделки и покраски восстановленной детали необходимо выбрать качественную краску. Важно учитывать тип пластика, на котором будет проводиться ремонт, чтобы выбрать краску, которая хорошо держится на данной поверхности и обеспечивает равномерное покрытие.

В целом, правильный выбор качественных материалов для ремонта пластика кузова квадроцикла играет ключевую роль в обеспечении долговечности и качества проведенных работ. При возникновении сомнений или вопросов лучше обратиться к специалистам, которые помогут подобрать оптимальные материалы и обеспечат профессиональное выполнение ремонта.

Частые вопросы

Какие материалы и инструменты понадобятся для ремонта пластика кузова квадроцикла?

Необходимые материалы: эпоксидная смола, армирующая ткань, отвердитель, шпатлевка для пластика. Инструменты: шлифмашина, шпатели, кисти, скребки.

Как подготовить пластик к ремонту?

Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо очистить поверхность от загрязнений и обезжирить ее. Также, нужно зачистить края трещин и сколов шлифмашиной или скребком.

Как правильно развести эпоксидную смолу?

Для правильного соединения эпоксидной смолы необходимо смешать ее с отвердителем в пропорциях, указанных в инструкции. Перемешивать компоненты нужно тщательно до получения однородной массы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Перед началом ремонта пластика кузова квадроцикла, тщательно очистите поверхность от грязи, пыли и жира с помощью специальных моющих средств. Это поможет обеспечить лучшее сцепление материалов при ремонте.

СОВЕТ №2

Используйте качественные материалы для ремонта пластика кузова квадроцикла, такие как стекловолокно, эпоксидная смола и специальные грунтовки. Это обеспечит долговечность и надежность вашего ремонта.

СОВЕТ №3

При нанесении ремонтной смеси на поврежденный участок пластика, следите за ее равномерным распределением и избегайте излишков. После высыхания материала проведите шлифовку и покраску для достижения идеального внешнего вида.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации