г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая

История Чехословатского завода по производству мотоциклов «Ява»: основание и развитие

Чехословацкий завод по производству мотоциклов «Ява» – исторически значимое предприятие, которое оставило свой след в мире мотоциклостроения. Эта статья предлагает увлекательное погружение в историю и развитие завода, рассказывая о его вкладе в автомобильную промышленность и о технических особенностях мотоциклов «Ява».

Актуальная информация по моделям

Чехословацкий завод по производству мотоциклов «Ява» представлял широкий модельный ряд, включавший в себя разнообразные модели, каждая из которых имела свои уникальные особенности и характеристики. Одной из самых популярных моделей была Ява 350 638, которая отличалась надежностью и высокой проходимостью. Этот мотоцикл был широко распространен как в странах Восточной Европы, так и за их пределами.

Следующим важным этапом в истории завода стала разработка и выпуск улучшенных моделей мотоциклов «Ява». Они отличались современным дизайном, улучшенными техническими характеристиками и повышенным уровнем комфорта для водителя. Новая Ява 350 была признана одной из лучших моделей в своем классе благодаря своей надежности и отличным ходовым качествам.

Чехословацкая «Ява» оставила незабываемый след в истории мотоциклостроения, представляя собой символ качества и надежности. Ее мотоциклы были широко востребованы как в странах Восточной Европы, так и в других регионах мира. Со временем завод столкнулся с новыми вызовами и конкуренцией, что привело к изменениям в его деятельности и производстве.

[1986]ТЦ СССР: Производство мотоциклов Ява-350-638-00 в Чехословакии для СССР[1986]ТЦ СССР: Производство мотоциклов Ява-350-638-00 в Чехословакии для СССР

Доработка и тюнинг

Так как новая ява 638 пользуется огромной популярностью и спрос на этот мотоцикл не утихает, умельцы продолжают дорабатывать как внешний вид мотоцикла, так и его характеристики. В интернете можно найти множество отзывов и интересных технических решений по тюнингу этого мотоцикла.

Изменение внешнего вида порой настолько кардинальное, что сложно поверить в то, что этот мотоцикл когда-то был классической явой. Меняются колесные дики на литые легкосплавные, старая вилка переднего рулевого колеса заменяется более усовершенствованную, удлиненную, меняются сиденья и фара. Фантазии изобретателей просто нет предела.

Для улучшения ходовых характеристик производят замену барабанных тормозов на более качественные дисковые. Для увеличения срока службы двигателя меняются посадочные гнезда подшипников, тем самым улучшая их смазку.

Предыдущая запись Ява 350 – параметры и особые свойства легенды

Следующая запись Технические характеристики мотоцикла Планета Иж 4

Событие Дата Описание
Основание компании Laurin & Klement 1895 Первоначально компания производила велосипеды, а в 1905 году выпустила свой первый мотоцикл.
Переименование в Jawa 1929 Компания была переименована в Jawa в честь начальных букв названий городов Яромерж и Врхлаби, где находились ее производственные мощности.
Расцвет популярности 1950-1960 гг. Jawa стала одним из самых популярных производителей мотоциклов в мире, выпустив такие знаковые модели, как Jawa 250 и Jawa 350.
Национализация 1948 После Второй мировой войны компания была национализирована и стала частью государственного концерна.
Второе дыхание 1997 После падения коммунизма компания была приватизирована и получила второе дыхание, вернув свои прежние производственные мощности.

Интересные факты

  1. Первые мотоциклы “Ява”:В 1929 году завод “Ява” выпустил свои первые мотоциклы с двигателем 175 см³, которые были собраны из импортированных деталей. Позже завод начал самостоятельно производить двигатели и рамы.

  2. Рекорды скорости:В 1940-х годах мотоциклы “Ява” установили несколько мировых рекордов скорости. В 1947 году гонщик Ярослав Фолт установил рекорд скорости 245 км/ч на мотоцикле с двигателем объемом 350 см³.

  3. Сотрудничество с BMW:В 1961 году завод “Ява” начал сотрудничество с немецким производителем мотоциклов BMW. В рамках этого сотрудничества в Чехословакии производились мотоциклы BMW под маркой “Ява”, а также мотоциклы “Ява” экспортировались в Германию.

История мотоциклов - JawaИстория мотоциклов – Jawa

Работы в военный период. Легендарный “Ява Перак”

Военный период оказал значительное влияние на производство мотоциклов «Ява». Особенно известен мотоцикл «Ява Перак», который стал легендой своего времени. Во время войны завод перешел на выпуск военной техники, включая мотоциклы для армии. «Ява Перак» был разработан специально для нужд военных, обладая улучшенными характеристиками и повышенной проходимостью. Этот мотоцикл был широко использован во время военных действий и заслужил репутацию надежного и мощного транспортного средства. Военный период стал испытанием для завода «Ява», но именно благодаря своей адаптивности и профессионализму коллектива завод смог успешно перестроиться на производство военной техники и оставить свой след в истории не только как производитель мотоциклов, но и как важный участник оборонно-промышленного комплекса.

История, достойная голливудской экранизации

Когда немцы оккупировали Чехословакию, все заводы, выпускавшие мирную продукцию, были переведены на военные рейки. Не стал исключением и концерн в Тинец-над-Сазавоу. Им поручили выпуск авиационных деталей, а также бомб и снарядов.

Более новые образцы мотоцикла

Производство гражданских товаров было строго запрещено, любое нарушение в этом плане каралось максимально сурово — смертной казнью. Пунктуальные и педантичные немцы даже брали с каждого работника завода расписку, что он уведомлен о новых порядках. Но свободолюбивые Чехословаки решили не гнуть спины, а гнуть свою линию и заниматься разработкой новой модели мотоцикла “Ява”.

А у вас был такой мотоцикл?

ДАНЕТ

Детали брали с немецких мотоциклов, которые на заводе проходили ремонтные работы. Конструкцией и чертежами занимались в свободное время, бензин попросту воровали где могли, стараясь держать в порядке документацию. Привыкшие к строгому порядку у себя на родине немцы даже не могли бы всерьез заподозрить, что их обсчитывают, раз по бумажкам все сходится. В военных условиях умудрились также проводить полевые испытания, в результате которых было накатано более ста тыс. километров!!!

Первый триумф

Именно в этот период и произошел первый триумф мотоциклов «Ява», когда они завоевали популярность не только на родине, но и за ее пределами. Уникальное сочетание надежности, простоты в обслуживании и высокой проходимости сделало их востребованными среди мотоциклистов. Модели «Ява» стали символом свободы и независимости для многих людей, а их динамичный дизайн и отличные технические характеристики вызывали восхищение. В результате завод стал одним из лидеров в производстве мотоциклов в Европе и получил признание на мировом рынке.

Технико-эксплуатационные характеристики jawa 350 638

Jawa 350 638 имеет следующие технические характеристики:

  1. Габаритные размеры — 2110х750х1070 мм.
  2. Высота по сиденью — 810 мм.
  3. Высота дорожного просвета — 130 мм.
  4. Колесная база — 1335 мм.
  5. Масса без топлива — 156 кг.
  6. Тип двигателя — 2-х цилиндровый 2-х тактный.
  7. Объем двигателя — 350 куб. мм.
  8. Мощность — 26 л.с.
  9. Объем бака — 17 л.
  10. Максимальная скорость — 130 км/ч.

Расход топлива мотоцикла ява 350 638 составляет около 6-7 литров на сотню, что для этого класса мотоцикла того времени довольно хороший показатель, ведь похожие результаты давали только японские мотоциклы, которые гораздо более дорогие.

Плавность хода достигалась 4-х ступенчатой коробкой передач состоящей из трех основных валов. В качестве рулевого управления выступала обычная телескопическая вилка ява 638. Электросхема мотоцикла базируется на 12В схеме. Генератор ява 638 мощностью 210 Вт, при 14В и 15А на 5000 оборотов в минуту.

Карбюратор ява 638 представляет собой поплавковый с центральной камерой карбюратор оснащенный устройством для легкого пуска двигателя

При эксплуатации мотоцикла необходимо должное внимание уделять коленвалу ява 638, т.к. из-за недостаточной смазки это достаточно уязвимый узел мотоцикла

Выпуск улучшенных

Выпуск улучшенных моделей мотоциклов «Ява» был значительным шагом в развитии завода. Новая «Ява – 350» представляла собой совершенствованную версию, которая отличалась улучшенными техническими характеристиками и более современным дизайном. Этот шаг позволил заводу привлечь больше внимания со стороны потребителей и укрепить свои позиции на рынке мотоциклов. Техническая составляющая новой модели была тщательно продумана, чтобы обеспечить высокую производительность и надежность мотоцикла. Преимущества и недостатки улучшенных моделей «Ява» были тщательно изучены, что позволило заводу создать продукцию, отвечающую требованиям современных потребителей.

Новая Ява – 350

В 1974 году произошла небольшая революция, и в свет вышла jawa мотоцикл улучшенной модели. Отличие новой Явы-350 разновидности 634-01 было то, что она могла проехать по дорогам любого качества, а не только по более-менее ровным. Ей не страшны были ни ямы, ни бездорожья. Это обеспечивала обновленная ходовая часть, основой которой были взяты спорт-модели, которые предназначались для шестидневных мотогонок

Пристальное внимание было обращено на стойкость байка на поворотах и при езде по скользящим дорогам и льду. Не удивительно, что новая модель обрела еще больший резонанс, нежели ее предшественницы

Jawa 350 1974г.

Техническая характеристика

Мотоцикл Ява 350 был одним из самых популярных и надежных мотоциклов своего времени. Его двигатель имел объем 343 см³ и мощность 16 л.с., что обеспечивало ему хорошую динамику и уверенное ускорение. Максимальная скорость составляла около 110 км/ч, что делало его отличным выбором для городской езды и путешествий на небольшие расстояния. Мотоцикл оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, что обеспечивало плавное переключение передач и комфортное управление.

Одной из особенностей Ява 350 была ее надежность и простота в обслуживании. Это позволяло владельцам сами проводить небольшие ремонты и техническое обслуживание, что было особенно важно в условиях отсутствия специализированных сервисных центров. Кроме того, запчасти для мотоцикла были доступны и не требовали больших затрат на их приобретение.

В целом, техническая характеристика Ява 350 делала этот мотоцикл популярным среди многих мотоциклистов как в Чехословакии, так и за ее пределами. Его простота, надежность и отличная управляемость делали его идеальным выбором для повседневного использования и путешествий.

Преимущества и недостатки

У мотоцикла были отличные ходовые характеристики, и не считая твердой сидушки был идеальный для поездок вдвоем. Быстрый и комфортный, устойчивый и большой. На торпеде только все нужное – точный спидометр, указатель поворота, тахометр, индикатор генератора, дальний свет и нейтралка. Если искать дефекты Явы, то можно выделить только небольшую мощность мотора, не очень высокую номинальную скорость. После разделения Чехословакии отделение в Быстрице запускает выпуск новой модели – Ява 250593Master. В него разработчики поставили двухтактный мотор с жидкостным охлаждением. С 1995 года завод запускает выпуск новых мотоциклов Ява (Mosquito), в которых установленный двигатель невысокой мощности (50-кубовый), который производился в Словакии компанией Tomos. Компания выпускала технику по заказу иностранных фирм, например, из Аргентины.Еще выпускался мотоцикл двойного значения 350/640, который был віполнен в духе эндуро.

Чехословацкая “Ява”

Чехословацкая «Ява» была одной из самых известных марок мотоциклов в Советском Союзе. Ее популярность была настолько высока, что многие советские граждане называли любой мотоцикл «Явой», независимо от его производителя. Однако именно Чехословакия стала местом рождения этой легендарной марки.

Мотоциклы «Ява» из Чехословакии были известны своей надежностью, простотой в обслуживании и доступной ценой. Они были популярны как среди обычных граждан, так и среди мотоциклистов-энтузиастов. «Ява» стала символом свободы и мобильности для многих людей во времена, когда автомобили были роскошью, а общественный транспорт не всегда был удобным.

Чехословацкая «Ява» была не просто мотоциклом, она стала частью истории и культуры не только Чехословакии, но и других стран. Ее уникальный дизайн и технические характеристики делали ее узнаваемой и популярной даже за пределами страны-производителя.

Довоенное начало

Старт своей истории мотоциклы “Ява” берут уже в совсем далеких 1920-ых годах. Тогда в Чехословацком городке со специфическим названием Тинец-над-Сазавоу владелец одноименного концерна Франтишек Яничек заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer. Начала она с массового выпуска мотоциклов, но теперь переходила на производство легковых автомобилей. Требовалось больше места в цехах, поэтому под нож, так сказать, пошли техника, которая до этого занималась мотоциклами. Также надо было и сбыть целый склад деталей и запчастей, уже ставших ненужными.

Один из первых образцов мотоцикла

Яничек и его желание расширить свой бизнес пришлись как нельзя кстати. Был заключен договор, Франтишек довольно потирал свои руки. В Европе тех годов двухколесный моторный товарищ был в ходу и пользовался спросом. Но с выпуском первой модели “Явы” на поверхность вылезли все недостатки сделки. Производство мотоцикла обходилось дорого, поэтому и на рынке ценник был соответствующим. Но не обладая какими-то явными преимуществами над конкурентами, в продажах он провалился. За три года было сбыто только немногим более тысячи экземпляров.

Мнение эксперта

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Нужно было срочно предпринимать действия по спасению только что вышедшей, но уже утопающей марки мотоцикла. Само название, кстати, было придумано очень просто и немудрено — взяли первую букву фамилии владельца концерна “Я” и первые две буквы немецкой фирмы, которая продала свои технологии — “Ва”. Их сложили вместе и вышло знакомое многим “Ява”.

Чтобы продержаться на плаву и выйти в прибыль, было решено немного снизить обороты, и выпускать модели попроще. Как следствие — мотовелосипед “Ява-робот”. Именно он позволил завоевать популярность на европейском рынке. Простой в конструкции, относительно недорогой, а из-за своей классификации на него не нужно было получать права и покупать номерной знак. За первый год было распродано больше экземпляров чем у первой “Явы” за все время его выпуска. Всего до войны было куплено около 15-ти тысяч копий.

История появления и описание мотоцикла

Чехословацкий мотоцикл «Ява» был создан в начале 1950-х годов и сразу же завоевал популярность среди мотоциклистов. Его появление было значимым событием для мировой мотоиндустрии, так как «Ява» сочетала в себе надежность, простоту и доступность. Мотоцикл имел классический дизайн и отличные технические характеристики, что сделало его одним из лучших в своем классе.

Особенностью мотоцикла «Ява» была его универсальность – он подходил как для повседневной езды по городу, так и для путешествий на дальние расстояния. Благодаря своей надежности и простоте в обслуживании, «Ява» стала популярным выбором не только среди любителей мотоциклов, но и среди профессиональных гонщиков.

Мотоцикл «Ява» был создан с учетом особенностей дорожных условий и потребностей водителей. Его надежный двигатель и прочная рама обеспечивали комфортное и безопасное управление даже на сложных участках дороги. Благодаря своей популярности и высокому качеству, мотоцикл «Ява» стал символом качества и надежности в мире мотоциклостроения.

Мотоциклы “Ява” и Советский Союз. Начало падения

Знакомство с советской публикой

Советская публика встретила мотоциклы «Ява» с огромным интересом и энтузиазмом. С момента появления на рынке СССР эти мотоциклы стали популярными среди многих граждан, их качество и надежность вызывали уважение. «Ява» была востребована как средство передвижения, а также как объект гордости и статуса. Многие советские граждане мечтали о приобретении этого мотоцикла, который сочетал в себе качество, стиль и доступность.

С появлением мотоциклов «Ява» на советском рынке начался новый этап в развитии мотоциклостроения в стране. Эти мотоциклы отличались от отечественных моделей своим европейским дизайном, высоким качеством сборки и надежностью. Благодаря «Яве» советские потребители получили доступ к продукции, которая соответствовала мировым стандартам качества.

Знакомство с советской публикой позволило мотоциклам «Ява» завоевать популярность и признание среди многих любителей мотоциклетного спорта и просто поклонников качественной техники. Важно отметить, что именно в период советского Союза мотоциклы «Ява» стали неотъемлемой частью мотоциклетной культуры и истории страны, оставив свой яркий след в сердцах многих поклонников двухколесной техники.

Как отсутствие конкуренции сгубило концерн

В 60-ых годах моторынки всего мира стремительно завоевывала японская продукция. Мотоциклы стали гораздо динамичней, скоростней, компактней и более стильными.

Jawa 250

А “Ява” же все более и более ориентировалась на советский рынок, так как особых оппонентов там не было. В конце концов, это привело к застою и отсутствию новых идей. Как следствие, некогда гремевший на весь мир завод стал этому самому миру не нужен. Ситуация так и не поменялась вплоть до распада СССР.

Техническая составляющая

Чехословацкий завод по производству мотоциклов «Ява» всегда уделял большое внимание технической составляющей своих мотоциклов. Каждая модель была тщательно проработана инженерами, чтобы обеспечить высокое качество и надежность. Особое внимание уделялось двигателям, трансмиссии, подвеске и тормозной системе.

Двигатели мотоциклов «Ява» отличались своей надежностью и эффективностью. Они были разработаны с учетом особенностей эксплуатации и обеспечивали отличную мощность при сравнительно небольшом расходе топлива. Трансмиссия также заслуживала высоких похвал благодаря плавному переключению передач и надежной работе на протяжении долгого времени.

Подвеска мотоциклов «Ява» была настроена таким образом, чтобы обеспечить комфортную поездку как на городских улицах, так и за их пределами. Она поглощала неровности дороги, обеспечивая стабильность и управляемость мотоцикла. Тормозная система также заслуживала доверия благодаря своей эффективности и надежности в любых условиях.

В целом, техническая составляющая мотоциклов «Ява» была продумана до мельчайших деталей, что делало эти мотоциклы популярными среди мотоциклистов и обеспечивало им долгий срок службы.

История завода[править | править код]

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырехтактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объемом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырехтактная Ява с объемом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объемом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако, разработка новых моделей мотоциклов на нем продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище “Перак” (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.

Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250-623 и 350-633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3000000 шт.

После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Мотоцикл в СССР

Мотоциклы «Ява» были широко распространены на территории Советского Союза и пользовались популярностью среди многих мотоциклистов. В СССР мотоциклы «Ява» стали символом свободы и мобильности. Они были доступны для широких слоев населения и использовались как для повседневных поездок, так и для путешествий по стране.

Мотоциклы «Ява» входили в повседневную жизнь советских граждан, став популярным средством передвижения. Их надежность и простота в обслуживании делали их особенно привлекательными для многих. В то же время, мотоциклы «Ява» имели свои особенности и недостатки, которые также отражались на их популярности среди потребителей.

Важным моментом в истории мотоциклов «Ява» в СССР было то, что они стали неотъемлемой частью советской мотоциклетной культуры. Многие люди вспоминают с теплотой и ностальгией свои поездки на мотоциклах «Ява», а эти мотоциклы до сих пор вызывают интерес у коллекционеров и любителей ретро-техники.

Таким образом, мотоциклы «Ява» оставили свой след в истории советского мотоциклостроения и остаются важным элементом культурного наследия, связанного с миром двух колес.

Мотоцикл “Минск”

В послевоенное время промышленность Советского Союза стала обновляться бурными темпами. Этот процесс затронул одно из предприятий Белоруссии – Минский мотоциклетно-велосипедный завод. К 1951 году был налажен выпуск модели “М1А”. Предыстория появления минского мотоцикла связана с репарационными соглашениями между СССР и Германией, в ходе которых оборудование немецкого моторостроительного завода DKW было вывезено в Минск. Документацию обработали, станки установили. Один из немецких мотоциклов (модель DKW RT 125) стал выпускаться под названием “Минск М1А”.

На базе первой модели затем было создано более тридцати различных модификаций, простых и надежных, завоевавших популярность не только на территории бывшего СССР, но и за рубежом, куда минские мотоциклы отправлялись крупными партиями. В настоящее время на предприятиях Минского ОАО “Мотовело” производятся мотоциклы, велосипеды, снегоходы, скутеры, квадроциклы.

Влияние Чехословацкого завода “Ява” на мировую мотоиндустрию

Чехословацкий завод по производству мотоциклов «Ява» имел значительное влияние на мировую мотоиндустрию. Основанный в 1929 году, завод быстро стал одним из крупнейших производителей мотоциклов в Европе. Его модели были известны своей надежностью, прочностью и доступной ценой, что привлекло множество поклонников по всему миру.

«Ява» была первой маркой мотоциклов, которая успешно внедрила конвейерное производство в своем производственном процессе. Это позволило заводу значительно увеличить объемы производства и снизить стоимость производства мотоциклов, что сделало их доступными для широкого круга потребителей.

Важным вкладом завода «Ява» в мировую мотоиндустрию было развитие технологий и дизайна мотоциклов. Модели, выпускаемые заводом, часто становились примером для других производителей и вдохновляли новые тенденции в индустрии. Также «Ява» активно участвовала в международных соревнованиях и чемпионатах, демонстрируя высокий уровень технического мастерства и профессионализма своих инженеров.

Необходимо отметить, что завод «Ява» оказал значительное влияние на развитие мотоциклетной культуры во многих странах. Его мотоциклы стали символом свободы и приключений для многих поколений мотоциклистов. Благодаря своей популярности и узнаваемости, марка «Ява» стала неотъемлемой частью истории мировой мотоиндустрии.

Частые вопросы

Где выпускались мотоциклы Ява?

Ява (Jawa) — марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) одноименным концерном. В советские времена мотоциклы jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Где находится завод Ява в Чехии?

Завод мотоциклов Ява находится в городе Тынец-над-Сазавой.

Почему мотоцикл называется Ява?

Название мотоциклов «Ява» является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Янечека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява».

Сколько стоит Ява с завода?

840 000 руб. Ява 350 Люкс – юбилейная комплектация к 80летию завода Jawa.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю завода «Ява»: узнайте о ключевых этапах развития завода, о его основателях и значимых моделях мотоциклов.

СОВЕТ №2

Посмотрите фотографии и рекламные материалы завода «Ява»: это поможет вам лучше представить атмосферу и стиль производства мотоциклов в разные периоды времени.

СОВЕТ №3

Изучите технические характеристики и особенности моделей мотоциклов «Ява»: это поможет вам понять, почему они были так популярны в свое время.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации