Тормозная жидкость играет ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге, поэтому ее состояние и своевременная замена имеют огромное значение для правильной работы тормозной системы автомобиля. В данной статье мы рассмотрим важность регулярной замены тормозной жидкости, оптимальные интервалы замены, возможные последствия недостаточного ухода за ней, а также ответим на другие важные вопросы, связанные с этой составляющей автомобиля.
Зачем нужна замена тормозной жидкости
Тормозная жидкость со временем подвержена окислению и влагопоглощению, что приводит к снижению ее эффективности. Это может привести к образованию пузырьков в системе, что снижает давление в тормозной системе и ухудшает отзывчивость тормозов. Поэтому регулярная замена тормозной жидкости необходима для поддержания безопасности и надежности тормозной системы автомобиля. Важно помнить, что использование старой и загрязненной тормозной жидкости может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до поломки тормозов в критический момент.
Мнение эксперта:
Эксперты рекомендуют менять тормозную жидкость в автомобиле примерно каждые 2-3 года или каждые 40,000-60,000 километров пробега. Это связано с тем, что тормозная жидкость со временем накапливает влагу, что может привести к снижению эффективности тормозной системы и увеличению риска аварии. Регулярная замена жидкости поможет поддерживать надлежащее функционирование тормозов и обеспечит безопасность водителя и пассажиров на дороге. Важно следить за рекомендациями производителя автомобиля и проводить замену жидкости вовремя, чтобы избежать негативных последствий.
О проверке и замене
Видео о замене тормозной жидкости:
Объективная и полная оценка состояния тормозной жидкости возможна только после проведения лабораторных исследований. На практике состояние это оценивается визуально – владелец смотрит, какой внешний вид у жидкости. Однородность и прозрачность, отсутствие осадка – главные требования. Интервал проверок выбирается в зависимости от состояния.
Есть специальные приборы, которые помогут определить температуру жидкости. Но в бачке её состояние может быть одним, а в колёсных цилиндрах – другим. Это связано с тем, что материал может по-разному двигаться в разных частях системы. В бачке обязательным становится контакт с окружающей атмосферой. И здесь внутрь проникает влага. В тормозных механизмах этого не происходит. Но зато там состав нагревается, из-за чего её свойства могут ухудшаться.
Добавление свежей жидкости практически не способно улучшить ситуацию в этом случае. Ведь значительная часть объёма не меняется, и остаётся такой же.
Потому необходимо провести полную замену, всего, что находится внутри. От конструкции системы тормозов зависит, как именно проводится эта работа. Изучив руководство по эксплуатации автомобиля, легко найти нужную информацию.
Тормозную жидкость на отечественных автомобилях можно полностью слить, открыв все клапаны. После этого бачок заполняется новым составом. Наливая состав внутрь, одновременно давят на педаль тормоза. Потому двое должны выполнять такую важную работу. Клапаны закрывают, если из них появляется состав. Новая со старой при таком подходе не смешивается. Оставшуюся часть можно использовать повторно.
Главное – предварительно на каждый клапан одеть отводящий шланг. Один из концов опускается в ёмкость с подходящими характеристиками.
Срок замены | Тип тормозного механизма | Дополнительная информация |
---|---|---|
2 года или 30 000 км | Гидравлический (DOT 3, DOT 4) | Рекомендуется проверять уровень и состояние раз в год |
3 года или 50 000 км | Гидравлический (DOT 5.1) | Более высокая точка кипения, рекомендуется для спортивных автомобилей и интенсивного вождения |
5 лет или 75 000 км | Гидравлический (DOT 5) | На основе силикона, не поглощает влагу, не подходит для автомобилей с ABS |
Следуйте рекомендациям производителя | Механический (барабанный) | Имеют более длительный срок службы, рекомендуется проверять каждые 2 года |
Интересные факты
- Рекомендованный интервал замены тормозной жидкости:Производители автомобилей рекомендуют менять тормозную жидкость каждые 2-3 года или через определенное количество километров, указанное в руководстве по эксплуатации.
- Гигроскопичность тормозной жидкости:Тормозная жидкость гигроскопична, что означает, что она поглощает влагу из воздуха. Эта влага снижает температуру кипения жидкости, что может привести к образованию паровых пробок и ухудшению тормозных характеристик.
- Последствия несвоевременной замены:Если тормозную жидкость не менять в соответствии с рекомендованными интервалами, это может привести к коррозии тормозной системы, ухудшению работы тормозов и потенциально опасным ситуациям.
Классификация тормозной жидкости
Тормозная жидкость классифицируется по стандартам DOT (Department of Transportation). Существуют несколько типов тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Каждый из них имеет свои особенности и применение.
Тормозная жидкость DOT 3 обладает низкой вязкостью и обычно используется в стандартных легковых автомобилях. Она хорошо совместима с резиновыми уплотнениями и пластиком, что делает ее популярным выбором для большинства автомобилей.
Тормозная жидкость DOT 4 имеет более высокую температурную стабильность и предназначена для более сложных условий эксплуатации, например, для спортивных автомобилей или тяжелых грузовиков. Она также совместима с DOT 3, но не рекомендуется их смешивать.
Тормозная жидкость DOT 5 и DOT 5.1 являются синтетическими и имеют самую высокую температурную стабильность. DOT 5 предназначена для использования в гидравлических системах, где требуется высокая стабильность при экстремальных температурах. DOT 5.1 имеет схожие характеристики, но может смешиваться с DOT 3 и DOT 4.
Выбор тормозной жидкости должен соответствовать рекомендациям производителя автомобиля и условиям эксплуатации. Неправильный выбор или смешивание различных типов жидкости может привести к неполадкам в тормозной системе и ухудшению ее эффективности.
Замена ТЖ
Первое, о чем вы должны подумать при замене тормозной жидкости — это собственная безопасность. Дело в том, что в состав гидравлического состава входят химические компоненты, обладающие высокой степенью токсичности. Если тормозуха попадет вам на кожу, химических ожогов будет не избежать.
Плюс жидкость представляет потенциальную опасность для проводки, поскольку она без особых проблем разъедает ее защитные кожухи. Если попадания на элементы авто избежать не удалось, сразу постарайтесь вытереть жидкость тряпками. Промывать водой нет необходимости. При ожогах кожи промойте водой и незамедлительно обратитесь в больницу.
Будем надеяться, что с вопросами вашей безопасности проблем не возникнет, и вы будете работать аккуратно. А для работы вам потребуется набор инструментов:
- Гаечные ключи;
- Шланг из прочной резины;
- Любая прозрачная емкость объемом от 3 литров.
Что ж, теперь можно приступать непосредственно к процедуре замены тормозной жидкости на вашем ВАЗ 2110.
- Открутите крышку бачка с тормозной жидкостью. Она располагается слева на отечественной «десятке».
- Положите крышку на чистую ветошь, поскольку на ней могут находиться частички тормозной жидкости. Работайте обязательно в перчатках.
- Слейте жидкость из гидроцилиндров, которые находятся позади. Это объясняется схемой распространения тормозной жидкости по автомобилю. Сначала подключаются передние колеса, потому если авто находится в нормальном положении, сливаться ТЖ с задних цилиндров не будет.
- Для удобства домкратом поднимите задние колеса и отключите регулятор блокировки, то есть колдун в народе. Между поршнем колдуна и пластиной вставляют отвертку, которая не позволит элементу перемещаться.
- Очистите всю грязь, которая скопилась на клапанах гидроцилиндров сзади, и с одного из них демонтируйте колпачок. Он выполнен из резины.
- Так вы освободите штуцер, на который насаживают заготовленный заранее шланг. Рекомендуется брать шланг из прозрачной резины, поскольку это позволит следить за сливом жидкости.
- Другой конец шланга помещается в также прозрачную емкость.
- Предусмотрите наличие помощника у вас в гараже, который будет выполнять прокачку, пока вы держите емкость для слива тормозной жидкости.
- Прокачка выполняется путем резких нажимов на педаль тормоза. Педаль следует выжать до упора около 6 раз подряд. После 6 нажимания педаль упирается в пол и удерживается.
- Теперь на пол оборота открутите воздушный клапан цилиндра. За счет этого жидкость начнет выдавливаться из емкости и поступать в тару по шлангу.
- Как только весь контур очистится от тормозной жидкости, педаль тормоза сама упадет в нижнее положение.
- Ждите, пока жидкость полностью вытечет, после чего выпускной клапан обязательно закрутите.
- Аналогичный процесс повторяется на втором заднем колесе, после чего выполняется откачка с передних колес.
- Процедура слива гидравлического раствора с передних колес аналогична работе с задними колесами. Параллельно проверьте состояние гидроцилиндров. Возможно, им потребуется ремонт.
- Определить исправность гидроцилиндра не сложно. Если рабочий ход штока идет плавно, не наблюдается передергиваний и резких скачков, тогда все работает хорошо, замена не нужна.
- Если же проблемы с гидроцилиндром имеются, проще всего их заменить на новые. Но можно и отремонтировать. Действуйте по ситуации.
- Заливка нового гидравлического раствора осуществляется путем прокачки каждого колеса отдельно.
- Как только вы зальете и прокачаете все 4 колеса, обязательно наполните бачок с тормозной жидкостью до максимальной отметки. Для этого на корпусе нанесен соответствующий значок МАХ.
- Последний этап — это проверка работоспособности новой тормозной жидкости внутри системы. Если замена гидравлического раствора прошла грамотно и без нарушений, тормозное усилие будет распределяться равномерно, педаль четко среагирует на нажатие без задержки и без повышенной чувствительности.
- Если колодки будут не одновременно реагировать на торможение, вы попросту уйдете в занос при нажатии на педаль тормоза. Потому подобного допускать ни в коем случае нельзя.
Выполнить замену тормозной жидкости на отечественном автомобиле ВАЗ 2110 не составляет большого труда даже без помощи специализированных станций технического обслуживания.
Для удачной процедуры, выполняемой своими руками, от вас потребуется:
- Соблюдение правил личной безопасности;
- Наличие помощника;
- Качественная тормозная жидкость;
- Действия согласно инструкции и руководству по эксплуатации ВАЗ 2110.
Совместите все это вместе, и вы без особых проблем сумеете сами заменить гидравлический раствор в тормозной системе своего автомобиля.
Загрузка …
Часто задаваемые вопросы про выбор тормозной жидкости
При выборе тормозной жидкости важно учитывать ее классификацию и соответствие требованиям производителя автомобиля. Одним из часто задаваемых вопросов является возможность смешивания тормозных жидкостей разных классов, таких как DOT3 и DOT4. Важно помнить, что смешивание различных типов тормозной жидкости может привести к снижению эффективности тормозной системы и даже к ее поломке. Поэтому рекомендуется строго соблюдать рекомендации производителя автомобиля и использовать тормозную жидкость того же класса, который был указан при покупке автомобиля. В случае сомнений или необходимости замены жидкости, рекомендуется обратиться к специалистам в автосервисе для проведения профессиональной замены и обслуживания тормозной системы.
Объем жидкости в тормозной системе
В основном тормозная система вмещает в себя от 0,55 до 1,0 литра жидкости, это зависит как от того, если в автомобиле система АБС, так и от размеров машины. Период замены тормозной жидкости в большинстве автомобилей составляет 2-3 года использования, или же 40-60 тысяч пробега. Чтобы определить более конкретный промежуток нужно смотреть на определенный стандарт жидкости и особенности вождения. К примеру в спорткарах ТЖ меняется каждые 5-10 тыс.
Но поскольку вопросом нужного объема тормозной жидкости в системе и её стандарту задаются лишь владельцы обычных авто, а не премиум или бизнес-класса, то приведем конкретные примеры для популярных в странах СНГ машин.
Какая и сколько тормозной жидкости в некоторых автомобилях
При выборе тормозной жидкости для вашего автомобиля важно учитывать не только ее тип, но и объем, необходимый для заполнения тормозной системы. Объем тормозной жидкости в различных автомобилях может варьироваться в зависимости от конструкции и размеров тормозных механизмов.
Например, в среднем легковом автомобиле объем тормозной жидкости составляет около 0,5-1 литра. У больших грузовиков или внедорожников этот объем может быть значительно больше и достигать 2-3 литров. Для спортивных автомобилей с высокой производительностью и усовершенствованными тормозными системами также требуется больший объем тормозной жидкости.
Важно помнить, что при замене тормозной жидкости необходимо учитывать не только объем, но и правильно выбирать тип жидкости, соответствующий рекомендациям производителя автомобиля. Неправильный выбор или смешивание различных типов тормозной жидкости может привести к снижению эффективности тормозной системы и ухудшению ее работы.
Сколько тормозной жидкости в системе ваз
Как можно увидеть в таблице объема ТЖ, в автомобилях ВАЗ заливают тормозуху стандарта ДОТ-4, а вот её количество в тормозной системе может быть от 550 мл в классике (ВАЗ 2107), до 1,0 литра в более современных отечественных авто, таких как ВАЗ 2110 или Калина. Но если производить замену ТЖ с промывкой, то стоит взять 1,5 л, а так как такой фасовки нет, то придется покупать две бутылки по литру.
При этом помните, что в открытом состоянии срок годности тормозной жидкости ограничен двумя годами.
Как часто менять тормозную жидкость
Полезные рекомендации как часто менять тормозную жидкость в автомобиле. Регламент периодичности замены тормозной жидкости.Подробнее
Как прокачать тормоза
Чтобы правильно прокачать тормоза, нужно знать порядок прокачки, который указан производителем автомобиля. При этом нельзя допускать такие ошибки…Подробнее
Прокачка тормозов без помощника
Иногда прокачать тормоза в одиночку бывает сложной задачей. Но есть простая схема как можно справится и без помощника. Смотрите инструкцию по самостоятельной прокачке тормозов на автомобилеПодробнее
Советы по замене жидкости
При замене тормозной жидкости следует придерживаться нескольких важных советов, чтобы процедура прошла гладко и без проблем. Во-первых, перед началом замены необходимо убедиться, что автомобиль находится на ровной поверхности и ручной тормоз активирован. Это позволит избежать непредвиденного движения автомобиля во время работы с тормозной системой.
Во-вторых, перед тем как приступить к сливу старой жидкости, рекомендуется тщательно прочистить крышку резервуара тормозной жидкости. Это позволит избежать попадания грязи и посторонних частиц в систему во время замены. Также важно следить за уровнем жидкости в резервуаре и держать его на оптимальном уровне во время всей процедуры.
Кроме того, при замене тормозной жидкости необходимо использовать только качественную и подходящую по спецификации жидкость. Неправильный выбор жидкости может привести к непредвиденным последствиям для работы тормозной системы. Поэтому перед покупкой новой жидкости стоит уточнить рекомендации производителя автомобиля.
Наконец, после завершения замены жидкости следует пропустить воздух из тормозной системы, чтобы избежать возможных проблем с тормозами в будущем. Этот шаг поможет убедиться, что в системе нет пузырьков воздуха, которые могут негативно сказаться на эффективности торможения.
Смешивать или нет – вот в чем вопрос
А теперь стоит коснуться самого главного вопроса – можно ли мешать между собой два, совершено разных продукта? Среди всего многообразия, который присутствует на рынке, а также исходя из классификации тормозной жидкости, все эти продукты можно условно разделить лишь на два основных подвида.
К первой категории относятся ТЖ-гликоли куда относятся такие типы – DOT-3, DOT-4, DOT-5.1. Эти типы допустимо перемешивать между собой в любом соотношении, так как они являются взаимозаменяемыми продуктами. Но здесь стоит учесть один важный момент (можно провести параллель с употреблением спиртных напитков – не рекомендуется понижать градус) – нежелательно в смесь типа DOT-5.1 добавлять DOT-3. Что называется «понижать градус» – в этом случае это грозит существенным понижением температурного порога кипения. А если учесть, что DOT-5.1 стоит дороже, нежели DOT-3, кому же захочется их смешивать?
ТЖ-силиконы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS) эти продукты уже не сочетаются с другими классами – 3, 4, 5.1! Жидкости этой категории невзаимозаменяемы, поскольку гликоль и силикон – это два разных состава! Также стоит запомнить, что тип DOT-5 и DOT-5.1/ABS также крайне не рекомендуется смешивать. Хоть у этих материалов одна основа, они обладают разными характеристиками и качествами.
Вынужденная мера
При смешивании различных типов тормозной жидкости в тормозной системе автомобиля может возникнуть необходимость в ее замене. Это может произойти, например, при ремонте или обслуживании автомобиля в условиях, когда нет возможности полностью промыть систему. В таких случаях смешивание различных типов тормозной жидкости является вынужденной мерой, которая может привести к снижению эффективности тормозов и ухудшению работы системы. Поэтому важно помнить, что смешивать разные типы тормозной жидкости не рекомендуется, и в случае необходимости проведения таких работ, следует обратиться к профессионалам для выполнения процедуры замены тормозной жидкости с соблюдением всех правил и рекомендаций производителя автомобиля.
Зачем менять тормозную жидкость
Тормозная жидкость заливается в систему не просто так – она напрямую влияет на эффективность тормозов. Если вкратце, то при несвоевременной смене тормозной жидкости водитель рискует оказаться в ситуации, когда он давит на педаль тормоза, а автомобиль практически не снижает скорость.
Обратите внимание: В городских условиях водитель может не замечать понижение эффективности работы тормозной системы, особенно если местность, по которой он передвигается, не обладает большим количеством склонов и подъемов. Однако, попытавшись затормозить на склоне на автомобиле с тормозной системой, в которой жидкость растеряла свои эксплуатационные свойства, водитель может столкнуться со сложностями, и в такой ситуации остановить автомобиль зачастую помогает только стояночный тормоз
Рассмотрим чуть подробнее, зачем нужна тормозная жидкость, и почему важно отсутствие в ней воды. Новая тормозная жидкость может похвастаться хорошими эксплуатационными характеристиками – температурой закипания около 260 градусов по Цельсию и практически полным отсутствием сжимаемости
Когда жидкость с течением времени напитывается водой (а это происходит неизбежно), ее сжимаемость увеличивается, а вместе с тем и снижается температура кипения (порой даже в 2 раза и больше – до 130 градусов по Цельсию или ниже). Как известно, при торможении автомобиля при нажатии на педаль тормоза выдавливаются поршни суппортов и сжимаются диски (барабаны). В момент сжатия возникает тепло, которое может достигать 250-300 градусов по Цельсию или даже больших температур. Если жидкость способна выдержать такие температуры, то она не закипит
Новая тормозная жидкость может похвастаться хорошими эксплуатационными характеристиками – температурой закипания около 260 градусов по Цельсию и практически полным отсутствием сжимаемости. Когда жидкость с течением времени напитывается водой (а это происходит неизбежно), ее сжимаемость увеличивается, а вместе с тем и снижается температура кипения (порой даже в 2 раза и больше – до 130 градусов по Цельсию или ниже). Как известно, при торможении автомобиля при нажатии на педаль тормоза выдавливаются поршни суппортов и сжимаются диски (барабаны). В момент сжатия возникает тепло, которое может достигать 250-300 градусов по Цельсию или даже больших температур. Если жидкость способна выдержать такие температуры, то она не закипит.
Теперь рассмотрим, почему важно, чтобы тормозная жидкость не кипела. Если она закипает, в ней появляются маленькие пузырьки газа (пар)
Небольшие пузырьки объединяются в более крупные, а они, в свою очередь, являются сжимаемыми, соответственно, основная задача тормозной жидкости (оставаться несжимаемой) потеряна, что и приводит к отсутствию торможения даже при продавливании педали в пол.
Признаки необходимости замены тормозной жидкости
Тормозная жидкость играет ключевую роль в правильной работе тормозной системы автомобиля. Ее основная функция – передавать давление, создаваемое педалью тормоза, на тормозные механизмы колес. Как любая жидкость, тормозная жидкость подвержена износу и загрязнению, что со временем может привести к снижению эффективности торможения и повышению риска аварийной ситуации.
Основными признаками того, что тормозная жидкость нуждается в замене, являются:
- Изменение цвета жидкости:Новая тормозная жидкость обычно прозрачная или имеет светло-желтый оттенок. При загрязнении или окислении она может стать темнее, даже принимая коричневый или черный цвет. Это указывает на наличие примесей и окисленных частиц в жидкости, что может негативно сказаться на работе тормозов.
- Уменьшение уровня жидкости в бачке:Если вы замечаете, что уровень тормозной жидкости в бачке уменьшается со временем, это может быть признаком наличия утечек в системе. Утечки могут возникать из-за износа уплотнительных колец или трещин в трубках, что требует немедленного вмешательства.
- Длинный ход педали тормоза:Если вам кажется, что педаль тормоза стала более мягкой или ее ход увеличился, это может указывать на наличие воздуха в системе или на проблемы с тормозными механизмами. В этом случае рекомендуется проверить состояние тормозной жидкости.
- Необычные звуки при торможении:Появление скрипов, визгов или других необычных звуков при нажатии на педаль тормоза может быть связано с присутствием воздуха или влаги в тормозной системе, что требует дополнительной диагностики и, возможно, замены тормозной жидкости.
Важно помнить, что игнорирование признаков неисправности тормозной жидкости может привести к серьезным последствиям, включая потерю контроля над автомобилем и аварийные ситуации. Поэтому регулярная проверка и замена тормозной жидкости в соответствии с рекомендациями производителя являются важными мерами по обеспечению безопасности на дороге.
Частые вопросы
Как узнать что пора менять тормозную жидкость?
Мягкая или податливая педаль тормоза. … Утечки. … Вибрация или тряска при торможении. … Пробег или время с момента последней проверки.
Что будет если не заменить тормозную жидкость?
Если вы долго не меняете тормозную жидкость, это может привести к ряду проблем, которые могут поставить под угрозу безопасность и эффективность тормозной системы вашего автомобиля.
Нужно ли менять тормозную жидкость каждые 2 года?
Производить ее замену следует с периодичностью 2 года или каждые пройденные 60 тыс.
Как часто менять антифриз и тормозную жидкость?
Как правило, менять тормозную жидкость необходимо 1 раз в 2 года. Для автомобилей премиум-класса и спортивных автомобилей замену тормозной жидкости лучше производить раз в 20 000 км. При покупке автомобиля с пробегом рекомендуется сразу заменить тормозную жидкость.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Проверяйте уровень тормозной жидкости в автомобиле регулярно, так как утечка жидкости может привести к снижению эффективности тормозов.
СОВЕТ №2
Следите за цветом тормозной жидкости – если она стала темнее или мутной, то это признак того, что пора заменить ее.
СОВЕТ №3
Рекомендуется менять тормозную жидкость примерно раз в 2 года или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.