Статья “Мотоциклы Иж – Все модели и их История” представляет собой исчерпывающий обзор истории марки Иж и каждой модели мотоцикла. Читатели смогут ознакомиться с подробным описанием и техническими характеристиками мотоциклов Иж, а также увидеть фотографии, погружаясь в мир уникальных мотоциклов этой легендарной марки.
М-72. Самый боевой
М-72 был одним из самых знаменитых и популярных мотоциклов марки Иж. Этот мотоцикл был разработан специально для нужд Красной армии и широко использовался во время Великой Отечественной войны. М-72 отличался надежностью, прочностью и прекрасными ходовыми качествами, что делало его незаменимым средством передвижения на фронте. Этот мотоцикл был оснащен двигателем объемом 746 куб.см и мощностью 22 л.с., что обеспечивало ему высокую проходимость и скорость. М-72 стал символом советского мотоциклостроения и оставил яркий след в истории марки Иж.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что мотоциклы Иж, производимые в СССР с 1965 по 2008 год, имеют свою уникальную историю и пользуются популярностью среди коллекционеров и любителей ретро-техники. Они выделяются своим неповторимым дизайном и надежностью, что делает их привлекательными для тех, кто ценит старинные мотоциклы. Однако, эксперты также отмечают, что в сравнении с современными мотоциклами, Ижи могут быть менее комфортабельными и требовать более частого обслуживания. В целом, мотоциклы Иж остаются важной частью истории мотоиндустрии и вызывают интерес у многих поклонников мотоциклов.
Мотоциклы «Минск»
Мотоциклы белорусской марки «Минск» начали выпускать с 1951 года, а в 2007 году завод-изготовитель из государственного стал частным.
Модель | Год выпуска | Основные характеристики |
---|---|---|
ИЖ-49 | 1951 | Первый серийный мотоцикл Ижевского завода |
ИЖ-56 | 1956 | Современный дизайн, 12-вольтовое электрооборудование |
ИЖ Юпитер-3 | 1971 | Улучшенный двигатель, усиленная рама |
ИЖ Планета-3 | 1971 | Одноцилиндровый двигатель, 17-сильный, экономичный |
ИЖ Планета-5 | 1983 | Усовершенствованная подвеска, новый карбюратор |
ИЖ Юпитер-5 | 1985 | Двухцилиндровый двигатель, 21-сильный, скоростной |
ИЖ Планета-Спорт | 1987 | Спортивный мотоцикл, усиленная рама, модернизированная подвеска |
Интересные факты
- Первый мотоцикл “Иж” был выпущен в 1929 годупо лицензии немецкой компании DKW. Он имел название “Иж-1” и был крайне похож на немецкий DKW Luxus 300.
- Некоторые модели “Иж” имели двухцилиндровые двигатели.Например, “Иж-49” и “Иж-56” обладали такими двигателями объемом 346 см³ и 347 см³ соответственно.
- Мотоциклы “Иж” использовались советской милицией и армией.“Иж-Юпитер” был официальным мотоциклом советской милиции с 1960-х по 1980-е годы, а “Иж-49” использовался в качестве военного транспорта во время Великой Отечественной войны.
Минск D4 125
Минск D4 125 – одна из наиболее известных моделей мотоциклов Иж. Этот мотоцикл был разработан с учетом потребностей современного райдера и отличался надежностью и удобством в эксплуатации. Минск D4 125 оснащался четырехтактным двигателем объемом 125 куб.см, который обеспечивал отличную мощность и динамику. Эта модель была популярна среди любителей мотоспорта и повседневных пользователей благодаря своей универсальности и надежности. Кроме того, Минск D4 125 имел стильный дизайн и хорошую управляемость, что делало его привлекательным выбором для многих мотоциклистов.
Минск С4 125
Минск С4 125 выпущен в 2008 году. Легкий как по весу, так и по управлению, маневренный, недорогой – этот транспорт выбирает молодежь и дачники. Он станет хорошим первым мотоциклом для начинающих гонщиков, хотя его сдержанный внешний вид на первый взгляд может некоторых оттолкнуть.
У модели С4 125 есть ряд преимуществ:
- небольшая стоимость;
- малый расход топлива;
- незначительные габариты и вес;
- адаптация к температурным перепадам.
Есть и недостатки:
- крепления ненадежные;
- маленькие зеркала способствуют неполноценному обзору;
- идущий в комплекте набор инструментов не подходит к мотоциклу;
- кнопка электрозапуска двигателя располагается на неудобном уровне;
- небольшой обтекатель.
Минск TRX 300i (тур-эндуро)
Минск TRX 300i – модель мотоцикла, представляющая собой тур-эндуро, сочетающее в себе отличные характеристики для путешествий как по городу, так и по бездорожью. Этот мотоцикл обладает прочной рамой, надежным двигателем и удобной посадкой, что делает его идеальным выбором для любителей активного отдыха на природе. TRX 300i оснащен мощным двигателем, который обеспечивает отличную динамику и проходимость на различных типах дорог. Благодаря своей универсальности и надежности, этот мотоцикл пользуется популярностью среди путешественников и любителей экстремального отдыха.
МИНСК RX 250 (кроссовый)
Кроссовый «белорус» – последняя разработка минского производителя. Особенностью мотоцикла является то, что он собран из деталей ведущих фирм:
- органы управления Domino;
- пластик Acerbis;
- глушитель Leo Vince;
- карбюратор Dell’Orto;
- профессиональная подвеска Fast Ace;
- цепь D.I.D.
Колеса оснащены алюминиевыми дисками со спицами из прочных металлических сплавов. Внешность RX 250 дерзкая и спортивная. Модель заинтересовала заядлых кроссеров, поэтому в сезоне 2011-2012 года мотоцикл принял участие в «Чемпионате Белоруссии по мотокросу» и проявил себя как надежный и серьезный гонщик.
«Минск М1А». Первый белорусский
“Минск М1А” был первым белорусским мотоциклом, который был разработан и выпущен на заводе “Минск Моторсикл”. Этот мотоцикл стал символом отечественного мотоиндустриального производства и получил широкое признание среди любителей двухколесной техники. “Минск М1А” отличался надежностью, простотой в обслуживании и удобством в управлении, что сделало его популярным среди многих поклонников мотоциклов. Великолепный дизайн и хорошая проходимость позволяли этой модели с успехом справляться с различными дорожными условиями, делая поездки на нем комфортными и увлекательными.
Довоенный серийный выпуск
До тридцатых годов массового производства мотоциклов в СССР не было, но вопрос о закладке предприятия рассматривался. Для серийного выпуска мототехники требовались не просто сборочные цеха, а завод, где изготавливаются все детали, инструменты, где есть персонал способный справиться с задачами на всех уровнях. Решение было принято в пользу Ижевска, где был расположен ружейный завод Березина, он то и стал базой для нового предприятия. Ижевский мотоциклетный завод первоначально именовался Опытным мотоциклетным заводом.
Первоначально планировали к выпуску «НАТИ – А-750» (тяжелая модификация). В его характеристиках значился V-образный двигатель с двумя цилиндрами, объем двигателя 747 кубов, расчетная мощность составляла 15 л.с. Первые четыре образца этой модели были изготовлены к празднику Первомая 1933 года. Параллельно с тяжелой моделью мотоцикла изготовили несколько легких образцов ИЖ-7. В итоге к серийному выпуску был допущен мотоцикл легкой модели, но с существенными изменениями, которые потребовались в борьбе за «снижение трудоемкости». Конечный вариант модели ИЖ-7 потерял багажник, щитки, ручка газа была заменена на поворотную манжетку, были сделаны и другие упрощения.
В 1933 году Ижевский мотоциклетный завод выпустил 111 машин. Темпы выпуска наращивались, одновременно с этим шли работы конструкторского бюро, где разрабатывались новые модели и модернизировались уже имеющиеся. В 1938 году начался выпуск мотоцикла ИЖ-8 с двигателем на 300 кубов. Мощность техники увеличилась до 8 лошадиных сил.
В 1940 году Ижевский завод по производству мотоциклов приступил к выпуску модели ИЖ-9. Рабочая мощность машины уже составляла 9 лошадиных сил. Параллельно начались работы по внедрению модели ИЖ-12, в основу которой была положена модель Л-8, разработанная в Ленинградском конструкторском бюро. Планировалось запустить массовое производство в 1941 году, но грянула война.
М-1А «Москва»
М-1А «Москва» был одним из самых известных и популярных мотоциклов марки Иж. Этот мотоцикл был разработан на базе предыдущих моделей и представлял собой удачное сочетание надежности, комфорта и стиля. «Москва» была широко распространена как в городских условиях, так и для путешествий по бездорожью.
Особенностью М-1А была его простота в управлении и обслуживании, что делало его идеальным выбором как для опытных райдеров, так и для новичков. Мощный двигатель обеспечивал отличную динамику и позволял развивать высокие скорости на дороге.
М-1А «Москва» отличалась высокой устойчивостью на дороге и хорошей проходимостью, что делало ее незаменимым средством передвижения в различных условиях. Этот мотоцикл завоевал популярность благодаря своей надежности и долговечности, став любимцем многих мотоциклистов.
История М-1А «Москва» тесно связана с развитием марки Иж и ее вкладом в мир мотоциклостроения. Этот мотоцикл остается важным символом эпохи и представляет собой настоящую легенду среди мотоциклов Иж.
“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)
Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.
В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.
Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.
Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода.
“Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.
На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.
Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель — мокик “Карпаты” (ЛМЗ-2.160) ,
0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.
Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.
В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…
Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали поставлять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).
Серийное производство
Серийное производство мотоциклов ИЖ началось в 1949 году на Ижевском мотоциклетном заводе. Это был важный этап в истории марки, когда мотоциклы ИЖ стали доступны широкому кругу потребителей. Серийное производство позволило значительно увеличить выпуск мотоциклов и расширить модельный ряд. Модели, такие как ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-58, стали популярны среди мотоциклистов и использовались как для повседневной езды, так и для соревнований. Каждая новая модель, выпущенная в серийном производстве, приносила свои инновации и улучшения в дизайне и технических характеристиках, что делало мотоциклы ИЖ еще более привлекательными для покупателей. Серийное производство сделало марку ИЖ известной не только в России, но и за ее пределами, утвердив ее как одного из лидеров в мире мотоциклостроения.
Двигатели мотоциклов ИЖ
£ вÑÐµÑ ÑеÑийнÑÑ Ð¼Ð¾ÑоÑиклов они бÑли двÑÑÑакÑнÑми, ÑÑо заÑÑавлÑло владелÑÑев заливаÑÑ Ð² бензобак не ÑиÑÑÑй бензин, а ÑмеÑаннÑй Ñ Ð¼Ð°Ñлом. ÐÑоÑоÑÐ¸Ð¿Ñ Ñ 4-ÑакÑнÑми моÑоÑами в ÑеÑийное пÑоизводÑÑво запÑÑÐµÐ½Ñ Ñак и не бÑли, а ÑпоÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑеÑника, вÑпÑÑкавÑаÑÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑеннÑм ÑиÑажом, ÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑиÑаеÑÑÑ.
Ð Ñелом моÑоÑÑ ÐÐей ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑоÑливÑми, но из-за ÑÑÑаÑевÑей конÑÑÑÑкÑии Ð¸Ñ ÑеÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÐ»Ð¸Ðº, оÑобенно Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹. Ðо благодаÑÑ Ð¿ÑоÑÑоÑе двигаÑелей Ð¸Ñ ÑÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ Ñилам даже новиÑкÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² ÑелÑÑкой меÑÑноÑÑи и оÑдалÑннÑÑ ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ ÐÐи до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑÑÑÑÑ ÑпÑоÑом, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑепенно вÑÑеÑнÑÑÑ ÐºÐ¸ÑайÑкие моÑопÑоизводиÑели.
Мотоцикл ИЖ Планета-3
ИЖ Планета-3 – это одна из самых известных моделей мотоциклов от Иж. Она была разработана и выпущена в 1970-х годах и сразу завоевала популярность среди мотоциклистов. ИЖ Планета-3 отличалась стильным дизайном и надежностью в эксплуатации.
Этот мотоцикл оснащался двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 350 куб.см., который обеспечивал хорошую мощность для своего времени. ИЖ Планета-3 имела классическую конструкцию с жесткой рамой, что делало ее устойчивой на дороге.
Модель была представлена в нескольких вариантах, включая спортивные и туристические версии. ИЖ Планета-3 была популярна как среди начинающих райдеров, так и среди опытных мотоциклистов благодаря своей универсальности и надежности.
Сегодня ИЖ Планета-3 остается востребованной среди коллекционеров и любителей ретро-мотоциклов, продолжая радовать своим уникальным стилем и характером.
Мотоцикл ИЖ Юпитер-2
ИЖ Юпитер-2 — это советский мотоцикл среднего класса. Производство происходило на машиностроительном заводе в городе Ижевске. Первый мотоцикл был собран в 1965 году. В линейке двухцилиндровых мотоциклов «Юпитер» этот мотоцикл идёт после ИЖ Юпитер.
Мотоцикл отлично ведёт себя как на шоссе, так и на дорогах с плохим качеством дорожного полотна. Мотоцикл является очень надёжным, однако у него была одна слабость. Из-за того, что владельцы мотоциклов забывали ставить граверы, то у них сбивался угол зажигания. Если смотреть на мотоцикл внешне, то можно увидеть одну ошибку, совершённую конструкторами: это логотипа на баке, на нём нарисована планета Сатурн, а не Юпитер.
Конструкторы Ижевского завода установили на мотоцикл двухцилиндровый, двухтактный двигатель. Двигатель Юпитер-2 имеет объём 347 кубических сантиметров. Мощность двигателя составляет 19 лошадиных сил. Юпитер-2развивает максимальную скорость 110 км/ч.
Трансмиссия мотоцикла четырёхступенчатая, привод на заднее колесо подаётся цепью.
Бензобак мотоцикл имеет объём 18 литров. На сотню мотоцикл потребляет 6 литров топливной смеси бензина и масла. На Юпитер-2 устанавливали карбюратор марки К-36Ж.
Электрооборудование мотоцикла рассчитано на напряжение 6 Вольт, питание от щелочного аккумулятора.
На переднем колесе мотоцикла установлена телескопическая вилка, а заднее колесо имеет маятниковую подвеску.
Юпитер-2 имеет трубчатую раму, масса мотоцикла 158 килограмм.
Производство мотоциклов было завершено в 1971 году. За 6 лет производства, завод покинуло 766 487 мотоциклом
А продолжил линейку «Юпитер« новый ИЖ Юпитер-3.
Важно упомянуть об модификации ИЖ Юпитер-2К, отличается от обычной двойки наличием боковой коляски, максимальная скорость мотоцикла 87 км/ч., а сухая масса 253 килограмма. Мотоцикл рассчитан на перевозку 3-х пассажиров.Фотография ИЖ Юпитер-2К:
История создания мотоциклов ИЖ
Иж-1, первый советский мотоцикл, был создан в 1928 году на базе немецкого мотоцикла DKW. Он был выпущен на Ижевском мотоциклетном заводе, который был основан в 1928 году. С тех пор мотоциклы ИЖ стали широко известными и популярными в Советском Союзе.
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, производство мотоциклов было эвакуировано в Пермь из-за угрозы наступления войск фашистской Германии. Однако после войны завод вернулся в Ижевск и возобновил производство мотоциклов.
В 1965 году был выпущен мотоцикл ИЖ-49, который стал одним из самых популярных моделей. В последующие годы Ижевский завод выпускал различные модели мотоциклов, включая ИЖ-56, ИЖ-350, ИЖ-49-56 и другие.
Со временем мотоциклы ИЖ стали символом советской мотоиндустрии и пользовались популярностью среди многих поклонников двухколесной техники.
Частые вопросы
Почему перестали выпускать мотоциклы ИЖ?
Мотоциклы марки «Иж» выпускались на заводе «Ижмаш» с 1929 по 2008 годы. В конце концов из-за больших долгов производство было прекращено – официально «законсервировано». Значительную часть оборудования распродали.
Сколько стоит мотоцикл Иж?
от 380 000 руб.
Какие есть мотоциклы ИЖ?
Иж-350 (1946—1951 гг.) выпущено 127 090 экз.Иж-49 (1951—1956 гг.) выпущено 507 603 экз.Иж-56 (1956—1962 гг.) выпущено 677 428 экз.Иж Юпитер (1961—1966 гг.) выпущено 447 747 экз.Иж Планета (1962—1966 гг.) … Иж Планета-2 (1965—1971 гг.) … Иж Юпитер-2 (1965—1971 гг.) … Иж Планета Спорт (1973—1984 гг.)Ещё
Что сейчас выпускает Иж?
Сегодня выпуск автомобилей под маркой ИЖ не производится. Взамен предприятие осуществляет сборку Lada Granta.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При выборе мотоцикла Иж обратите внимание на его техническое состояние: проверьте двигатель, подвеску, тормоза и электрику.
СОВЕТ №2
Перед покупкой проконсультируйтесь с опытными владельцами мотоциклов Иж, чтобы узнать об их опыте эксплуатации и обслуживания.
СОВЕТ №3
Не забывайте про регулярное техническое обслуживание мотоцикла Иж, чтобы сохранить его в хорошем состоянии и продлить срок службы.