В советское время мотоциклы и мопеды были не просто транспортными средствами, а символом свободы и приключений. В этой статье мы погрузимся в мир советских мотоциклов, узнаем их историю, особенности и почувствуем дух времени, когда каждый обладатель мотоцикла был героем своего района.
Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.
Л-300 «Красный Октябрь» стал первым серийным мотоциклом, выпущенным в Советском Союзе после Великой Отечественной войны. Этот мотоцикл, созданный на базе немецкого мотоцикла DKW RT 125, стал символом восстановления мотоиндустрии в послевоенные годы. Он был надежным и простым в обслуживании, что сделало его популярным среди многих советских граждан.
Л-300 был оснащен 125-кубовым двигателем, который развивал скорость до 80 км/час. Его дизайн был классическим для того времени, с прямым рулевым управлением и жесткой рамой. Мотоцикл имел хорошую проходимость и маневренность, что делало его отличным выбором как для городских улиц, так и для бездорожья.
Л-300 «Красный Октябрь» стал первым шагом в развитии советской мотоиндустрии, открыв новую эпоху для мотоциклов и мопедов в СССР. Его появление на дорогах символизировало новую эру мотоциклетной культуры в стране, где каждый обладатель такого транспортного средства чувствовал себя особенным и свободным.
Мнение эксперта:
Советские мотоциклы вызывают особый интерес у коллекционеров и любителей ретро-техники. Эксперты отмечают, что мотоциклы таких марок, как Иж, Урал, Днепр, Ява, имеют свою неповторимую историю и стиль. Они были популярны как средство передвижения и труда в сельской местности, так и в качестве туристических мотоциклов. Советские мотоциклы отличались надежностью и простотой конструкции, что делает их привлекательными для реставрации и эксплуатации по сей день. Кроме того, многие эксперты отмечают высокую цену на рынке антиквариата для хорошо сохраненных экземпляров советских мотоциклов, что подчеркивает их ценность как историческое наследие.
Зид-50 Пилот
Зид-50 Пилот– дорожная модель спортивного типа предназначена для деловых поездок, туристических путешествий и прогулок. Обладает высокими техническими параметрами, топливной экономичностью и комфортабельностью.На мокике применен двухтактный, карбюраторный двигатель с кривошипно-камерной продувкой и пластинчатым клапаном на впуске. Электронная система зажигания обеспечивает легкий запуск двигателя и бесперебойное искрообразование в любом диапазоне работы.Гидравлические амортизаторы передней вилки и задней подвески обеспечивают плавность хода при эксплуатации мокика в любых дорожных условиях.
Название | Год выпуска | Характеристики |
---|---|---|
Иж-49 | 1951 | Первая советская копия немецкого мотоцикла DKW RT-125 |
Урал М-61 | 1957 | Тяжелый мотоцикл с коляской для перевозки пассажиров и грузов |
Ява-350 | 1955 | Чехословацкий мотоцикл, выпускаемый на Ижевском мотоциклетном заводе |
Восход-2 | 1973 | Легкий дорожный мотоцикл с двухтактным двигателем |
Минск К-125 | 1971 | Легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем |
Интересные факты
-
Первый советский мотоцикл Л-300 был выпущен в 1930 году.Он представлял собой копию британской модели BSA-350, и использовался в основном для военных целей.
-
Самым массовым советским мотоциклом являлся Иж Юпитер-5.С 1985 по 2008 год было произведено более 2,5 миллионов экземпляров этой модели.
-
В 1970-х годах в СССР проводились ежегодные соревнования по “трофи-рейдам” на мотоциклах.Эти соревнования отличались своей сложностью и требовали от участников высокого уровня подготовки и выносливости.
Импортная техника
Импортная техника в мире советских мотоциклов занимала особое место. Она представляла собой нечто недостижимое и загадочное для многих любителей мототехники. Иностранные мотоциклы и мопеды привозились в СССР из различных стран, что делало их еще более привлекательными. Импортные модели отличались от советских своим дизайном, техническими характеристиками и особой аурой роскоши.
Одним из популярных импортных мотоциклов был немецкий мотоцикл «BMW R35». Этот мотоцикл привлекал внимание своим качественным исполнением, надежностью и стильным внешним видом. «BMW R35» был одним из самых дорогих мотоциклов в то время, что делал его недоступным для многих советских граждан.
Также в СССР можно было встретить мотоциклы и мопеды из Чехословакии, например, мопеды «Jawa». Эти мотоциклы отличались своей надежностью и простотой в обслуживании, что делало их популярными среди молодежи. «Jawa» была символом качества и доступности для многих любителей двухколесной техники.
Импортная техника приносила в мир советских мотоциклов новые технологии, дизайнерские решения и вдохновляла на развитие отечественной мотоиндустрии. Владельцы импортных мотоциклов и мопедов часто становились объектами восхищения и зависти, ведь они обладали нечто особенным и уникальным в мире советских дорог.
Иж планета спорт
Дорожный “ИЖ Планета” (ИЖ 7.107) относится к мотоциклам среднего класса и предназначен для эксплуатации на дорогах с различным покрытием.Иж Планета может эксплуатироваться с боковым пассажирским или грузовым прицепом и универсальным грузовым модулем.Широкая цепь передачи от коленчатого вала на сцепление, многодисковая (семь пар) муфта сцепления с усиленными шлицами ведущих дисков и кулачковым механизмом выключения обеспечивают долговечность, снижают усилие выключения сцепления.Увеличенный объем воздухоочистителя Иж Планета в комплекте с виброгасителями ребер цилиндра снижают уровень шума мотоцикла и утомляемость водителя и пассажира.
Мопеды и мотороллеры
Мопеды и мотороллеры в советском Союзе занимали особое место среди транспортных средств. Они были доступны многим гражданам и пользовались популярностью как средство передвижения в городах и за их пределами. Одним из известных мопедов был «Рига-13», который стал символом свободы и молодости для многих советских граждан.
Белорусский мопед «Минск 125 Спорт» также заслуживает внимания. Он отличался надежностью и простотой в управлении, что делало его популярным среди любителей мототехники. Мопед «Иж-49» был известен своей долговечностью и надежностью, что делало его одним из самых популярных среди советских мотоциклов.
Мотороллеры также занимали свое место на дорогах СССР. «Чезет» был одним из наиболее известных мотороллеров, который отличался стильным дизайном и хорошей проходимостью. «Вятка ВП-150» был популярен среди охотников и рыболовов благодаря своей надежности и удобству в использовании.
Итак, мопеды и мотороллеры играли значительную роль в мире советской мототехники, предоставляя гражданам возможность свободного передвижения и приключений на дорогах страны.
«Рига-13»
Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. И с тех самых пор многие мальчишки мечтали о том, чтобы родители подарили им мопед на День рождения. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно «Рига-13», стали для многих первым транспортным средством.«Рига-13» начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю, вращая педали. «Рига-13» производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.
07.02.2018
28.05.2020
21.08.2019
07.03.2019
18.07.2019
21.05.2018
04.02.2020
23.10.2019
27.02.2020
25.08.2020
19.10.2018
22.12.2017
20.03.2019
20.06.2018
11.07.2019
18.01.2018
14.05.2019
13.03.2018
Звезды за рулем
Никита Нагорный: «Мне нравится вести машину боком»
Никита Нагорный был известным гонщиком и автолюбителем, который с детства мечтал о скорости и азарте гонок. Его страсть к скорости привела его к миру мотоциклов, где он нашел свое призвание. Ведя мотоцикл боком, Никита создавал настоящее шоу на улицах города, завоевывая уважение и восхищение зрителей. Его мастерство и смелость делали его легендой среди любителей мотогонок. Никита Нагорный стал символом свободы на дорогах и воплощением духа смелости и решительности.
Белорусский «шедевр» – Минск 125 Спорт
Мировой рынок спортивных мотоциклов просто огромен и мы привыкли, что на нём «правят бал» одни зарубежные фирмы. Но, абсолютно и не заслуженно, мы забыли про наших отечественных производителей. В данной статье я расскажу именно об одной из моделей отечественных спортивных мотоциклов, а именно о мотоцикле «Минск 125 Спорт».Данный мотоцикл просто поражает своим смелым, передовым и очень красивым дизайном и, по началу, кажется, что это не наш «шедевр», а какой-то ведущей зарубежной фирмы. Но, прочь «иллюзии» – это наша машина и об этом говорит гордая надпись на обтекателе – «Минск». Появление его стало возможно благодаря очень тесному сотрудничеству нашего Минского вело-мото завода и очень знаменитой британской фирмы MEGELLI, которая сегодня широко известна в Беларуси. По большому счёту, мотоцикл «Минск 125 Спорт» – это британский спортбайк «Megelli 125 R», выпущенный в 2007 году.
М-62. Выбор милиции.
Мотоцикл М-62 был разработан специально для нужд милиции и службы охраны порядка. Этот мотоцикл был надежным и маневренным средством передвижения, что делало его идеальным выбором для оперативных мероприятий. М-62 оснащался двигателем мощностью 8 лошадиных сил, что обеспечивало ему достаточную скорость и проходимость на различных типах дорог.
Особенностью М-62 была его простота в управлении и обслуживании, что позволяло механикам быстро проводить техническое обслуживание и ремонт при необходимости. Мотоцикл имел достаточно прочную раму, способную выдерживать нагрузки при длительном использовании в сложных условиях.
Благодаря своей функциональности и надежности, М-62 завоевал популярность среди сотрудников милиции и стал неотъемлемой частью их служебного оборудования. В то время он был символом законности и порядка на улицах городов и селений, а его появление вызывало уважение и доверие у граждан.
М-62 оставил яркий след в истории советской мотоиндустрии как надежный и функциональный мотоцикл, который служил делу охраны общественного порядка и безопасности граждан.
В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.
По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера. Видимо, В-901 можно считать первым советским массово выпускаемым мотовелосипедом. Затем производство мотовелосипедов было передано наЛьвовский завод “Металл” (с 1960 года “Львовский мотовелосипедный завод” — ЛМЗ). В этот же год завод начал выпуск мотовелосипедов В-902, отличающихся от В-901, главным образом, конструкцией рамы.
В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.
На первых партиях “Львовянки” двигатель стоял все тот же — Д-4. В процессе последующей модернизации мопеда вместо задней вилки с центральной пружиной стали устанавливать двойные амортизаторы в алюминиевых кожухах. И, главное, на смену Д-4 пришел новый мотор — Д-5, с увеличенной до 6 единиц степенью сжатия. Мощность двигателя возросла до 1,2 л.с. при 4500 об/мин, расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.
Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и съемной головкой.
На смену “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся развитым капотированием и угловатыми формами.
В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости.
Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”.
Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.
Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.
В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”.
На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.
Тула-200. Для охотников и рыболовов.
Тула-200 был разработан специально для охотников и рыболовов, предоставляя им возможность комфортного передвижения по различным типам местности. Этот мотоцикл был оснащен надежным двигателем и прочной рамой, что делало его идеальным выбором для активного отдыха на природе. Тула-200 отличался высокой проходимостью и надежностью, что позволяло его владельцам без проблем преодолевать различные препятствия и дистанции. Благодаря своей функциональности и простоте в управлении, этот мотоцикл был популярен среди любителей охоты и рыбалки, которые ценили его за надежность и удобство в использовании.
«Иж-49»
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
ИЖ-49. Самый живучий.
ИЖ-49 был одним из самых популярных мотоциклов в СССР. Его надежность и простота конструкции делали его идеальным выбором для многих советских граждан. Модель была создана на Ижевском мотоциклетном заводе и производилась с 1951 по 1958 год. ИЖ-49 оснащался 125-кубовым двигателем мощностью 4 л.с., что обеспечивало ему скорость до 70 км/ч. Мотоцикл был прост в обслуживании и ремонте, что делало его популярным среди механиков и любителей самостоятельного тюнинга. ИЖ-49 использовался как для повседневных поездок, так и для путешествий по бездорожью, благодаря своей надежности и проходимости. В итоге, ИЖ-49 стал одним из самых узнаваемых и любимых мотоциклов в истории советского мотоиндустрии.
«Минск М1А». Первый белорусский
И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.
Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».
«Чезет»
“Чезет” – это марка мотоциклов, которая стала популярной в Советском Союзе благодаря своей надежности и простоте в обслуживании. Модели этой марки отличались стильным дизайном и хорошей проходимостью, что делало их популярными среди любителей активного отдыха и путешествий. Мотоциклы “Чезет” имели хорошую управляемость и мощный двигатель, что делало их незаменимыми в условиях сельской местности и неровных дорог.
Одной из самых известных моделей мотоциклов “Чезет” был Чезет-175. Этот мотоцикл был популярен среди молодежи и спортсменов благодаря своей динамике и скорости. Он отличался от других моделей своим уникальным дизайном и спортивными характеристиками, что делало его желанным приобретением для тех, кто ценил скорость и азарт.
Мотоциклы марки “Чезет” были не только средством передвижения, но и объектом гордости для их владельцев. Владение мотоциклом этой марки означало не только свободу передвижения, но и статус в обществе. В то время мотоциклы “Чезет” были символом смелости, решительности и независимости, что делало их особенно популярными среди молодежи и активных людей.”
Оппозиты
Довоенные разработки советских конструкторов были пересмотрены после тщательного изучения трофейных немецких мотоциклов, на основе которых и были созданы первые тяжелые мотоциклы Советского Союза. Самый первый образец и вовсе был точной копией BMW R71, хотя в дальнейшем началась модернизация модели, которая увела её в сторону от изначальной концепции. Название “Урал” байк получил не сразу, долгое время обходясь просто аббревиатурой и номером. Десятилетиями оппозиты выпускались только в комплектации с коляской, хотя в 90 х годах производились и модели-одиночки. Уралы смело можно назвать байками с невероятно долгой историей, и они выпускаются даже сейчас. Надежные, стильные и живучие, они пользуются неплохим спросом в США. Впрочем, старые мотоциклы СССР с современными Уралами имеют не так уж и много общего. В современном мире мотоциклы с коляской практически не производятся, так что российская мототехника тут остаётся практически единственным исключением.
«Вятка ВП-150»
“Вятка ВП-150” был популярным мотоциклом среди советских граждан. Этот мотоцикл производился в Ковровском мотоциклетном заводе с 1962 по 1972 год. Вятка ВП-150 был надежным и простым в обслуживании, что делал его популярным среди владельцев. Он оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 150 куб.см, который развивал скорость до 70 км/ч. Мотоцикл имел классический дизайн и был предназначен для ежедневного использования как в городе, так и за его пределами. Вятка ВП-150 был доступным по цене и пользовался популярностью среди молодежи и рабочего класса. Владельцы этого мотоцикла ценили его за надежность, простоту и удобство в эксплуатации.
«Иж Планета»
1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).
Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).
Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.
В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.
М-72. Самый боевой
М-72 был одним из самых известных и популярных мотоциклов в советском Союзе. Этот мотоцикл был разработан еще во времена Великой Отечественной войны и использовался военными. М-72 отличался надежностью, проходимостью и простотой в обслуживании, что делало его идеальным выбором для армии. Байк имел двигатель объемом 746 см³ и мощностью 22 л.с., что обеспечивало ему достойные характеристики для своего времени.
М-72 был также популярен среди гражданских пользователей, благодаря своей надежности и прочной конструкции. Этот мотоцикл стал символом советской мотоиндустрии и олицетворением мужества и силы. Впоследствии М-72 стал предшественником многих других моделей мотоциклов, которые выпускались в Советском Союзе.
Сегодня М-72 является предметом коллекционирования и по-прежнему вызывает интерес у многих любителей мотоциклов. Его уникальный дизайн и историческая ценность делают эту модель особенно ценной для коллекционеров и историков. М-72 остается важной частью истории советской мотоиндустрии и напоминает о временах, когда мотоциклы были не просто средством передвижения, но и частью культуры и идентичности.
Эволюция дизайна советских мотоциклов
Советские мотоциклы прошли долгий путь развития, от первых моделей, созданных в начале 20 века, до более современных и технологичных конструкций. Они были часто оснащены прочными металлическими рамами, простыми двигателями и минимальным числом декоративных элементов.
Со временем, советские конструкторы начали экспериментировать с формами и материалами, что привело к появлению более современных и стильных моделей. Дизайн мотоциклов стал более эргономичным, с удобными сиденьями, улучшенной аэродинамикой и эстетическими деталями.
В 1960-1970 годах советские мотоциклы начали приобретать более спортивный и динамичный облик. Модели стали более мощными, современными и быстрыми. Дизайнеры уделяли больше внимания деталям, создавая уникальные и запоминающиеся внешние образы.
В конце 1980-х годов советские мотоциклы стали более технологичными и инновационными. Использование новых материалов, передовых технологий и современного дизайна привело к созданию моделей, которые соответствовали мировым стандартам качества и стиля.
Таким образом, эволюция дизайна советских мотоциклов отражает не только технический прогресс, но и изменения во вкусах и предпочтениях потребителей. От простых и надежных моделей до современных и стильных конструкций, советские мотоциклы оставили свой след в истории мирового мотоиндустрии.
Частые вопросы
Какой самый лучший советский мотоцикл?
1 место. ИЖ Планета спорт.2 место. Минск 125. … 3 место. ИЖ Юпитер 3. Главное отличие от предшественников — это двухцилиндровый мотор. … 4 место. ИЖ Планета 5. Один из самых известных мотоциклов СССР. … 5 место. Восход 3. Эталонный байк всех парней, которые жили за пределом крупных городов. … 20 апр. 2021 г.
Как называли мотоциклистов в СССР?
История возникновения Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и СССР в 1970-х (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.
Как назывался советский мотоцикл?
ПМЗ-А-750 — первый советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4636 экземпляров.
Какой самый мощный ИЖ?
Самым мощным стало четвертое поколение – двигатель «Иж Юпитер-4» был способен развивать 28 л. с. максимальной мощности при 5600 об/мин.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю советских мотоциклов, чтобы понимать их особенности и ценность на рынке коллекционных мотоциклов.
СОВЕТ №2
При покупке советского мотоцикла обращайте внимание на его техническое состояние и наличие оригинальных деталей.
СОВЕТ №3
Присоединяйтесь к сообществам и форумам, где обсуждаются советские мотоциклы, чтобы получить советы от опытных коллекционеров и экспертов.