г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая

Виды, устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора для автолюбителей

Автомобильный аккумулятор является одним из ключевых элементов автомобильной электрической системы, обеспечивая питание для запуска двигателя и работы различных электроприборов. Понимание устройства, принципа работы и различных видов аккумуляторов не только поможет вам правильно обслуживать и поддерживать батарею в рабочем состоянии, но и повысит безопасность и эффективность эксплуатации вашего автомобиля.

Виды аккумуляторов

Классификация аккумуляторов по составу активного вещества включает свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, литий-ионные и другие типы. Свинцово-кислотные аккумуляторы являются наиболее распространенными и применяются в большинстве автомобилей. Никель-кадмиевые аккумуляторы характеризуются высокой энергетической плотностью, но имеют ограниченный срок службы. Литий-ионные аккумуляторы стали популярными благодаря высокой энергоемкости, низкому уровню саморазряда и отсутствию эффекта памяти. Каждый тип аккумулятора имеет свои особенности и области применения, что позволяет выбрать подходящий вариант в зависимости от требований и задач.

Мнение эксперта:

Автомобильный аккумулятор – это ключевой элемент электрической системы автомобиля, обеспечивающий питание для запуска двигателя и работы электроприборов. Эксперты отмечают, что существует несколько видов аккумуляторов, наиболее распространенными из которых являются свинцово-кислотные и литий-ионные. Свинцово-кислотные аккумуляторы состоят из пластин положительного и отрицательного электрода, погруженных в серную кислоту. Принцип работы заключается в химических реакциях, происходящих между электродами и электролитом, что обеспечивает выделение электрической энергии. Литий-ионные аккумуляторы, в свою очередь, отличаются более высокой энергетической плотностью и меньшим весом, что делает их предпочтительными для современных автомобилей.

КАК УСТРОЕН АККУМУЛЯТОР АКБКАК УСТРОЕН АККУМУЛЯТОР АКБ

Классификация АКБ по составу активного вещества

Свинцовые пластины, используемые в старых аккумуляторах перестали устраивать потребителей. Таким образом, возникала необходимость по улучшению качества работы АКБ. Сначала добавили сурьму к свинцу, что позволило заметно продлить срок эксплуатации батареи. На следующем этапе – уменьшили процентное содержания сурьмы до оптимальной концентрации. Такой подход привел к созданию малообслуживаемых аккумуляторов, характерной чертой которых является более редкий процесс долива воды.

При использовании металлического кальция для покрытия пластин появились кальциевые энергосберегающие источники. В предыдущих моделях потери воды из-за электролиза на 12 вольт нуждались в постоянном доливе, а кальций позволил повысить этот порог до 16 вольт. Так появилась возможность в производстве необслуживаемых аккумуляторов и использовать герметичный, неразборной корпус.

Виды Устройство Принцип работы
Свинцово-кислотный Пластины из свинца и диоксида свинца в растворе серной кислоты Химическая реакция между свинцом и диоксидом свинца, высвобождающая электричество
Свинцово-углеродный Пластины из свинца и активированный уголь в растворе серной кислоты Та же химическая реакция, что и в свинцово-кислотном, но с увеличенной поверхностью пластин
Гелевый Пластины из свинца в гелеобразном растворе серной кислоты Более медленный разряд, устойчивость к вибрациям
AGM (Absorbent Glass Mat) Пластины из свинца, разделенные абсорбирующим стекловолоконным материалом Устойчивость к глубокому разряду, высокая виброустойчивость

Интересные факты

1. Устройство двойного назначения

Современные автомобильные аккумуляторы не только запускают двигатели, но и служат дополнительным источником питания для бортовой электроники и аудиосистем.

2. Эффект Памяти

Никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы подвержены так называемому “эффекту памяти”. Если такой аккумулятор регулярно недозаряжать, он “запоминает” этот уровень заряда и в дальнейшем может вмещать меньшее количество энергии.

3. Свинцово-кислотные титаны

Свинцово-кислотные аккумуляторы остаются наиболее распространенным типом автомобильных аккумуляторов. Они недорогие, долговечные и обеспечивают высокую пусковую мощность, что делает их идеальными для запуска двигателей.

Устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора. Схема аккумулятора.Устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора. Схема аккумулятора.

Виды АКБ

Аккумуляторы по типу электролита делятся на следующие виды: свинцово-кислотные, кальциевые, AGM (Absorbent Glass Mat) и гелевые.

Свинцово-кислотные аккумуляторы являются наиболее распространенным типом батарей для автомобилей. Они имеют жидкий электролит, состоящий из серной кислоты и воды. Кальциевые аккумуляторы, в свою очередь, используют кальций вместо свинца в пластинах аккумулятора, что позволяет им обладать более низким уровнем саморазряда и длительным сроком службы.

AGM-аккумуляторы (Absorbent Glass Mat) представляют собой батареи с электролитом, поглощенным стеклянным волокном, что обеспечивает более высокую степень безопасности и устойчивость к вибрациям. Гелевые аккумуляторы, в свою очередь, используют гель в качестве электролита, что делает их более надежными и устойчивыми к перегрузкам и глубоким разрядам.

Классификация батарей по типу электролита

Электролиты бывают кислотными и щелочными.

Щелочные растворы применяются в заправке аккумуляторных батарей. Щелочные аккумуляторные жидкости этот такие жидкости, которые проявляют большую активность по отношению к металлам и кислотам. При реакциях с кислотами образуются соль и вода. Растворы щелочей подвергаются гидролизу. Химические свойства позволяют использовать этот тип электропроводящей жидкости для накопления электрической энергии в аккумуляторе.

Кислотные смеси с дистиллированной водой применяются в основном в автомобильных аккумуляторах. Составы этого типа легко можно приобрести в специализированных магазинах либо, при желании, приготовить самостоятельно на дому. На заводе процесс изготовления таких смесей осуществляется в масштабном производстве по ГОСТу. В домашней обстановке его приготовление так же возможно при соблюдении обязательных пропорций и правил техники безопасности. Для этого нужно смешать кислоту с дистиллированной водой.

Тайга 500

Тайга 500 – это один из наиболее распространенных типов аккумуляторов, который широко применяется в автомобильной индустрии. Он относится к категории стартерных батарей и предназначен для обеспечения пускового тока при запуске двигателя. Тайга 500 обладает определенными техническими характеристиками, которые определяют его способность к надежной работе в различных условиях эксплуатации. Важно правильно подбирать и поддерживать заряд аккумулятора, чтобы обеспечить его долгий срок службы и эффективную работу в автомобиле.

Как правильно заряжать

Чтобы аккумуляторная батарея служила долгое время, необходимо правильно за ней ухаживать и заряжать.

Процесс зарядки должен происходить в вентилируемом помещении. Перед первой зарядкой следует скрутить пробки с заливных отверстий и снять герметизирующую полоску. Если последнюю не удалить, то может разрушиться корпус устройства.

Для активации ни в коем случает нельзя применять воду. Перед тем, как заливать кислоту, проверьте е температуру. Одна должна варьироваться от +15 до +30 градусов. После заливки кислоты ставьте аккумулятор на 1 час, чтобы вышли все пузырьки воздуха.

Для ускорения процесса в это время можно простукивать корпус. Если за время простоя уровень электролита упадет, его нужно долить до контрольной отметки и снова дать аккумулятору постоять. Когда уровень электролита перестанет падать, можно приступать к зарядке.

Пользоваться можно только специальными зарядками, которые описаны выше. Во время процесса зарядки электролит способен кипеть и разбрызгиваться через отверстия, поэтому плотно закручивать вентиляционные клапаны не рекомендуется.

Сколько заряжать и каким током?

При зарядке автомобильного аккумулятора важно учитывать несколько ключевых моментов. Сначала определите номинальную емкость вашего аккумулятора, которая обычно указана на корпусе. Затем рассчитайте необходимое время зарядки, используя формулу: время зарядки (в часах) = (номинальная емкость аккумулятора в ампер-часах) / (ток зарядки в амперах).

При выборе тока зарядки рекомендуется ориентироваться на 10-15% от номинальной емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора емкостью 60 Ач оптимальный ток зарядки будет составлять 6-9 А. Использование более высокого тока может привести к перегреву и повреждению аккумулятора, а слишком низкий ток зарядки может замедлить процесс зарядки.

Помните, что при зарядке аккумулятора необходимо соблюдать правильную очередность подключения клемм: сначала положительный (+) клемму зарядного устройства подключайте к положительной (+) клемме аккумулятора, затем отрицательный (-) клемму к отрицательной (-) клемме аккумулятора. Неправильное подключение может привести к короткому замыканию и повреждению электрической системы автомобиля.

При соблюдении всех рекомендаций по зарядке аккумулятора вы сможете продлить срок его службы и обеспечить надежное питание вашего автомобиля.

Очередность подключения/отключения клемм

Очередность подключения клеммы:

  1. Красная — плюсовая.
  2. Синяя — минусовая, в этот момент может проявиться разряд.

Очередность отключения клемм от аккумулятора:

  1. Минусовая — синяя.
  2. Плюсовая — красная.

При возникновении необходимости отключения АКБ проверяйте клеммы на предмет сульфанизации. Очищайте, и смазывайте их солидолом.

Что случится, если перепутать полярность?

Если при подключении аккумулятора к автомобилю вы перепутаете полярность, то это может привести к серьезным последствиям. В первую очередь, это может повредить электрические компоненты автомобиля, такие как генератор, стартер, а также электронные блоки управления. Перепутав полярность, вы можете вызвать короткое замыкание в электрической системе автомобиля, что приведет к выходу из строя различных узлов и повышенным затратам на ремонт.

Кроме того, неправильное подключение аккумулятора может привести к возгоранию или даже взрыву батареи из-за неправильного распределения заряда. Полярность подключения клемм аккумулятора к автомобилю крайне важна, поэтому перед подключением необходимо внимательно изучить маркировку клемм и убедиться в правильности подключения. В случае сомнений лучше обратиться к специалисту или в автосервис для избежания негативных последствий.

Как зарядиться в походных условиях?

Если аккумулятор «сел» в то время, когда вы находитесь далеко от дома, то запустить стартер весьма сложно. Поэтому многих интересует вопрос, как зарядить аккумулятор на снегоходе в походных условиях.

Аккумулятор заряжается во время работы транспортного средства. Поэтому самый простой способ – это завести снегоход. Даже во время холостых оборотов аккумулятор будет заряжаться.

ReVolter Nitro ориентировочно стоит в в районе 8000 руб.

Завести снегоход можно с «толкача», т.е. разогнавшись на снегоходе, например, в горки. Если во время движения включить передачу и газ, то стартер заведется. Если же вы катаетесь не в одиночку, то можно попросить «прикурить» у знакомых. Кроме того, сейчас в продаже есть солнечные панели, которые предназначены для зарядки автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов.

Применить пуско-зарядное устройство. Вы слышали или даже имеете power bank для мобильного телефона, так вот для снегоходов тоже есть в продаже пуско-зарядное устройство. Это многоцелевой источник энергии высокой мощности. Он быстро заряжается, имеет низкий саморазряд, рассчитан на работу более 1000 циклов заряд/разряд при 100% разряде.

Пуско-зарядное устройство Osminog W 840-H, также является мобильным многоцелевым источником энергии, который может одновременно и длительное время заряжать до 10 устройств

Устройство может одновременно зарядить сотовый телефон, ноутбук, фотоаппарат или несколько устройство одновременно. Емкости батарей может хватить на зарядку АКБ снегохода или автомобиля более чем 20 раз!

На что ориентироваться при подборе аккумулятора?

При выборе аккумулятора для вашего автомобиля важно ориентироваться на несколько ключевых параметров. Один из них – это соответствие номинальной емкости аккумулятора требованиям вашего автомобиля. Номинальная емкость определяет количество энергии, которое может хранить аккумулятор и выделять при работе. Также обратите внимание на пусковой ток, который влияет на способность аккумулятора запустить двигатель в холодное время года. Важно учитывать и тип и размер клемм, чтобы аккумулятор подходил к вашему автомобилю и легко монтировался. Кроме того, обратите внимание на исполнение корпуса, так как от него зависит уровень защиты аккумулятора от внешних воздействий и условий эксплуатации.

Назначение аккумуляторных батарей

Автомобильная аккумуляторная батарея выступает как источником электрического тока, необходимого для пуска двигателя, так и резервным источником питания, в случае, если энергии, вырабатываемой генератором, оказывается мало для электроснабжения авто. Аккумуляторная батарея действует как стабилизатор напряжения, так как она выполняет роль накопителя электроэнергии, отдающего во время пуска двигателя за короткое время большой ток, и пополняемого постепенно генератором автомобиля в процессе подзарядки.

В каких сферах используется

Автомобильные аккумуляторы широко применяются в различных сферах, где требуется надежное источник питания. Они используются не только в автомобилях, но и в грузовых транспортных средствах, мотоциклах, сельскохозяйственной и строительной технике. Кроме того, аккумуляторы находят свое применение в морском транспорте, авиации, железнодорожном транспорте и даже в альтернативной энергетике, где они используются для хранения электроэнергии от солнечных батарей или ветрогенераторов. В сфере бытовых приложений аккумуляторы используются в резервных источниках питания, электронике, медицинских устройствах, электрических инструментах и прочих устройствах, где требуется постоянное электропитание.

Основные технические характеристики аккумуляторов

Номинальная емкость аккумулятора

Номинальная емкость аккумулятора определяет количество электрического заряда, которое аккумулятор способен хранить и выдавать при работе. Эта характеристика измеряется в ампер-часах (Ач) и указывает на количество тока, который аккумулятор способен выдержать в течение часа. Чем выше номинальная емкость, тем больше энергии может быть накоплено и использовано аккумулятором.

При выборе аккумулятора для автомобиля важно учитывать его номинальную емкость, так как от этого параметра зависит, насколько долго аккумулятор сможет обеспечивать необходимую энергию для запуска двигателя и работы электроприборов. Выбор аккумулятора с соответствующей номинальной емкостью позволит избежать проблем с пусковым током и обеспечит надежную работу электрической системы автомобиля.

Пусковой ток

Величину, характеризующую параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла, принято считать пусковым током. Пусковой ток или стартерный возникает в момент, когда в замке зажигания поворачивается ключ и начинает проворачиваться стартер. Единица измерения величины – Ампер. Он же ток холодной прокрутки является показателем, как аккумулятор поведет себя в морозную погоду и сможет запустить двигатель при минусовых показателях. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре -18°С. При высоких показателях пускового тока увеличиваются шансы завести машину при минусовой температуре.

Полярность

Полярность аккумулятора играет важную роль в его правильной работе. Полярность определяет направление потока электрического тока в цепи. В аккумуляторе всегда есть положительный и отрицательный полюс. Правильное подключение клемм аккумулятора к электрической цепи автомобиля обеспечивает корректную работу всех электрических устройств и систем машины. Неправильное подключение, перепутав полярность, может привести к серьезным повреждениям электрических компонентов автомобиля, вплоть до возгорания или короткого замыкания. Поэтому важно всегда следить за правильностью подключения клемм аккумулятора и не допускать ошибок в определении полярности.

Исполнение корпуса

Корпус большинства аккумуляторов состоит из ударопрочного полипропилена, который характеризуется как материал легкий, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен довольно стоек к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Традиционно появились американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.

Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота от 17,5 до 19 сантиметров. У азиатских этот показатель немного выше, до 22 сантиметров за счет верхнего расположения электродов

Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать замыкания при случайном касании токоотводами металлических частей кузова

У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы дополнительно защищены от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке, верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора. Какую клемму снимать с аккумулятора первой читайте здесь.

Российский стандарт акб

Обозначение Описание букв
А АКБ имеет общую крышку для всего корпуса
З Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально
Э Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита
Т Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика
М В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ
П В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты

Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты

Тип и размер клемм

Клеммы аккумулятора представляют собой металлические контакты, которые служат для подключения проводов к батарее. Они бывают различных типов и размеров в зависимости от конкретной модели аккумулятора и производителя. Клеммы могут быть обозначены как «+» (плюс) и «-» (минус) для правильного подключения к электрической системе автомобиля. Размеры клемм также могут различаться, что важно учитывать при замене аккумулятора или подключении дополнительного оборудования. Важно обеспечить надежное и правильное соединение проводов с клеммами, чтобы избежать возможных коротких замыканий и повреждений электрической системы автомобиля.

Основные характеристики АКБ

Ёмкость

Ёмкость аккумулятора определяет количество электрического заряда, которое он способен хранить и выделять. Обычно её измеряют в ампер-часах (Ач) или миллиампер-часах (мАч). Ёмкость влияет на то, как долго аккумулятор сможет подавать энергию на потребителя, например, на пусковой ток двигателя. Чем выше ёмкость, тем дольше аккумулятор сможет обеспечивать питание. При выборе аккумулятора важно учитывать его ёмкость в соответствии с потребностями автомобиля и климатическими условиями эксплуатации.

Ток холодной прокрутки (ТХП)

Данная характеристика необходима для определения пусковых свойств батареи при низкой температуре. Оно измеряется при минус 18C с полностью заряженной батарей.

Показатель ТХП не должен снижааться за отметку заданного показателя в течение установленного кол-во времени. Чем больше показатель ТХП, тем проще будет заводиться мотор в зимний период.

Коэффициент заряда (КЗ)

Коэффициент заряда (КЗ) – это показатель, определяющий эффективность зарядки аккумулятора. Он выражает отношение фактически заряженной емкости аккумулятора к его номинальной емкости. КЗ позволяет оценить, насколько полностью аккумулятор был заряжен в процессе подключения к источнику электропитания. Чем ближе значение КЗ к 1, тем более полно аккумулятор был заряжен. Например, КЗ 0,8 означает, что аккумулятор был заряжен на 80% от его номинальной емкости. Важно следить за этим показателем при зарядке аккумулятора, чтобы обеспечить его оптимальное функционирование и длительный срок службы.

Напряжение гальванических элементов

Это напряжение между плюсовыми и минусовыми отводами гальванических элементов. На показатель влияет концентрация, а также температура кислоты в рабочей смеси.

У стандартной батареи любой гальванический элемент имеет показатель 2В.

Номинальное напряжение (НН) и напряжение на выводе

Номинальное напряжение (НН) аккумулятора определяется производителем и указывает на напряжение, которое батарея должна поддерживать при номинальной работе. Напряжение на выводе аккумулятора зависит от его состояния заряда. При полностью заряженном состоянии аккумулятора напряжение на выводе будет выше, чем при разряженном состоянии. Напряжение на выводе также может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды и нагрузки на аккумулятор. Важно следить за напряжением на выводе аккумулятора, чтобы обеспечить его правильную работу и длительный срок службы.

Напряжение газовыделения

Показатель напряжения заряда, превышение которого провоцирует выделение газа. Данный показатель связан с температурным значением. Для любого элемента он равняется 2,4В. Значит, вся АКБ имеет показатель 14,4В.

Превышение данного показателя ведет к разложению дистиллята, содержащегося в рабочем растворе. Это способствует образованию водорода и кислорода, а при их смешении образуется взрывоопасный газ.

Напряжение холостого хода (НХХ)

Напряжение холостого хода (НХХ) – это важный параметр, который определяет состояние заряженности аккумулятора в покое, когда он не подключен к потребителям энергии. НХХ является показателем напряжения на выводах аккумулятора при отсутствии нагрузки. Этот параметр позволяет оценить уровень заряда батареи и ее готовность к использованию.

Напряжение холостого хода напрямую связано с состоянием заряда аккумулятора: чем выше напряжение, тем более заряжен аккумулятор. Нормальное значение НХХ для автомобильного аккумулятора обычно составляет около 12,6 вольт. При значительном снижении напряжения холостого хода, это может свидетельствовать о разряде батареи или ее неисправности.

Проверка напряжения холостого хода является важной процедурой при диагностике аккумулятора. Этот параметр позволяет определить, нуждается ли батарея в подзарядке или замене. При постоянном контроле и поддержании оптимального напряжения холостого хода можно продлить срок службы аккумулятора и избежать проблем с пуском двигателя.

Потеря воды

При показателе напряжения выше 14,4В дистиллят электролита аккумулятора быстро разлагается и улетучивается. Скорость данного процесса зависит от температурного режима.

Показатель уровня рабочего раствора понижается, процент содержания кислоты возрастает, а период службы АКБ становится меньше. Из-за этого увеличивается вероятность образования искры, что может спровоцировать взрыв батареи.

Отвод газа

Отвод газа из аккумулятора является важным процессом, который обеспечивает безопасность и нормальную работу батареи. При зарядке аккумулятора происходит электролиз воды, в результате чего выделяются кислород и водород. Газы, образующиеся внутри аккумулятора, должны быть эффективно отведены наружу, чтобы избежать накопления взрывоопасной смеси. Для этого предусмотрены специальные отверстия или каналы в крышке аккумулятора, через которые происходит выход газов. Этот процесс необходим для поддержания нормального давления внутри аккумулятора и предотвращения его повреждения. Газы, выходящие из аккумулятора, обычно содержат водяной пар и кислород, поэтому важно обеспечить хорошую вентиляцию помещения, где установлен аккумулятор, чтобы избежать накопления взрывоопасных паров.

Саморазряд

Процесс, вызванный химреакциями, происходящими внутри батареи. Он происходит даже если к аккумулятору нет подключений внешних потребителей. Показатель зависит от температурного режима и технологических процессов, применяемых при производстве батареи.

Для сведения значения к минимуму в производстве электродов не используют сурьму для сплава со свинцом, заменяя ее кальцием. Это гарантирует наименьшее значение саморазряда в ходе старения. В соответствии с установленными нормативами саморазряд АКБ равен ориентировочно 3% в месяц (0.1% в день).

АКБ в системе автомобиля

Устройство АКБ автомобиля

Корпус аккумулятора обычно выполнен из пластика или специального материала, обладающего высокой устойчивостью к вибрации и ударам. Крышка аккумулятора обеспечивает герметичное закрытие, предотвращая выливание электролита и защищая внутренние компоненты от внешних воздействий.

Основными элементами внутри аккумулятора являются пластины, которые изготовлены из свинцового сплава. Пластины погружены в электролит и служат для химических реакций, происходящих во время зарядки и разрядки аккумулятора. Сепараторы располагаются между пластинами, предотвращая их короткое замыкание и обеспечивая равномерное распределение электролита.

Электролит, который заполняет пространство между пластинами, обычно представляет собой серную кислоту, разбавленную дистиллированной водой. Он играет ключевую роль в химических процессах, происходящих внутри аккумулятора, обеспечивая передачу заряда между пластинами.

Клеммы аккумулятора служат для подключения проводов, соединяющих батарею с электрической системой автомобиля. Они обычно выполнены из свинца или его сплавов для обеспечения надежного контакта и минимизации потерь энергии. Пробки на клеммах предназначены для защиты от короткого замыкания и предотвращения выливания электролита.

Все эти элементы взаимодействуют внутри аккумулятора, обеспечивая его нормальное функционирование и надежную работу в автомобильной электрической системе.

Корпус, крышка

На первый взгляд может показаться, что корпус у аккумуляторной батареи цельный. На самом деле крышка съёмная, хотя и она, и корпус изготавливаются из пластика, нечувствительного к воздействию кислоты. Внутрь корпуса устанавливаются банки, закрываемые сверху крышкой, которая после этого герметизируется.

Пластины

Пластины внутри автомобильного аккумулятора играют ключевую роль в процессе хранения и передачи энергии. Они представляют собой погруженные в электролит пластинчатые элементы, обычно изготовленные из свинца с добавлением других металлов для улучшения характеристик. Пластины делятся на положительные и отрицательные, которые чередуются внутри аккумулятора. Положительные пластины обычно покрыты оксидом свинца, а отрицательные – свинцовым сплавом.

Каждая пластина состоит из сетки, на которую осаждается активное вещество. Положительные пластины содержат оксид свинца, который обеспечивает положительный заряд, а отрицательные – свинцовые сплавы для накопления отрицательного заряда. Важно, чтобы пластины были правильно размещены и имели достаточную площадь поверхности для эффективного обмена зарядом с электролитом.

Пластины в аккумуляторе имеют пористую структуру, что увеличивает их площадь контакта с электролитом и способствует более эффективному процессу зарядки и разрядки. Они играют решающую роль в химических реакциях, происходящих внутри аккумулятора, и определяют его емкость, пусковой ток и другие характеристики. Поэтому важно следить за состоянием пластин и поддерживать их в чистоте и исправности для долговечной работы аккумулятора.

Электролит

Именно электролит, являющийся раствором серной кислоты в дистиллированной (очищенной от примесей) воде, обеспечивает электрохимические реакции, приводящие к появлению тока. Жидкость считается довольно концентрированной (35% кислоты) и потому небезопасной. Доли воды и кислоты во время работы батареи изменяются, в результате первоначальная плотность электролита варьируется в широких пределах, от 1,22 до 1,32 г/см3. Чем выше плотность, тем больше в электролите серной кислоты и тем устойчивее АКБ к пониженным температурам.

Сепаратор

Сепаратор в автомобильном аккумуляторе играет важную роль, разделяя положительные и отрицательные пластины, чтобы предотвратить их короткое замыкание. Этот элемент обычно выполнен из пористого материала, такого как стекловолокно или абсорбирующий материал, способный удерживать электролит и предотвращать их смешивание. Сепаратор также позволяет ионам проходить между пластинами, обеспечивая электрическую связь, но предотвращая их физический контакт. Это помогает поддерживать стабильную работу аккумулятора и предотвращает короткое замыкание, что может привести к повреждению батареи и автомобильной электрической системы.

Клеммы и пробки

Клеммы – это свинцовые выводы, соединённые внутри с крайними пластинами, а снаружи к ним подключаются провода в составе бортовой церии автомобиля. Обслуживаемые АКБ оснащаются пробками, закрывающими отверстия в крышке, через которые возможна заливка готового электролита или дистиллированной воды.

Принцип работы автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор является ключевым элементом электрической системы автомобиля. Он предназначен для хранения электрической энергии и обеспечения питания различных устройств автомобиля, таких как стартер, световые приборы, система зажигания и другие.

Принцип работы автомобильного аккумулятора основан на химических реакциях, происходящих внутри его ячеек. В большинстве случаев используются свинцово-кислотные аккумуляторы, состоящие из нескольких ячеек, объединенных в одном корпусе.

Каждая ячейка аккумулятора содержит пластины из свинцового сплава, погруженные в серную кислоту (электролит). При зарядке аккумулятора происходит химическая реакция, в результате которой происходит преобразование химической энергии в электрическую. Когда аккумулятор разряжается, процесс обратный – электрическая энергия преобразуется обратно в химическую.

Основным элементом, обеспечивающим превращение химической энергии в электрическую и наоборот, является гальванический элемент. В результате этого процесса происходит выделение электронов, которые обеспечивают электрический ток, необходимый для работы автомобильных устройств.

Важно отметить, что правильное обслуживание аккумулятора, его зарядка и поддержание в рабочем состоянии играют решающую роль для надежной работы электрической системы автомобиля и общей безопасности во время движения.

Частые вопросы

Каков принцип работы аккумулятора?

АКБ работает через электрохимическую реакцию окисления свинца. Это реакция происходит между пластинами и электролитом, то есть в растворе серной кислоты и воды. На отрицательной пластине происходит растворение свинца в электролите. Серная кислота вступает в реакцию с металлом на пластине, окисляя его.

Как устроен автомобильный аккумулятор?

Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в электролит. Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца.

Какие есть виды аккумуляторов?

свинцово-кислотные,никель-кадмиевые,никель-металлогидридные,никель-цинковые,литий-ионные аккумуляторы,литий-полимерные.

На чем основана работа аккумулятора?

Принцип действия аккумулятора основан на обратимости химической реакции. В первичном элементе используется самопроизвольная химическая реакция. Вторичный элемент в процессе заряда функционирует как электролитическая ячейка (электролизер). В ней электрическая энергия вызывает желаемую химическую реакцию.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При выборе нового аккумулятора для автомобиля обратите внимание на его характеристики: емкость, пусковой ток, размеры. Это поможет подобрать подходящий вариант для вашего автомобиля.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Это поможет продлить срок службы аккумулятора.

СОВЕТ №3

Избегайте глубокого разряда аккумулятора, так как это может привести к его быстрому выходу из строя. При возможности используйте зарядное устройство для поддержания заряда.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации